Раздел IІ.
Общие учения деноминаций
Тема: Спасение
Введение
1. Кто может назвать тему более важную? В конечном итоге вся деятельность в вере сводится именно к этому:
а) как цель жизни;
б) результат угождению Богу.
2. Если учат высокой моральности, делают много добрых дел, хорошо относятся к людям, но не верно учат спасению, каков результат? В религиозной практике всегда необходимо задавать вопрос: «Как это влияет на спасение?»
3. Сотериология - учение о спасении, центральное место в учении любой религиозной группы. «Сотер», «сотериа» – производные глагола «созо» – спасать.
4. Когда речь идет о спасении, всегда необходимо уточнять:
а) суть – что это значит? от чего спасение? другие равнозначные выражения: прощение грехов, оправдание, искупление (это важно, когда будете потом обращаться к Библии).
б) аспекты:
- момент спасения: тот момент жизни человека, когда он становится Божьим дитем, получает прощение грехов (Рим. 6:16-18; Лук. 1:77).
- совершение спасения – необходимость оставаться верным (Фил. 2:12; Иак. 2:14-26; Откр. 2:10; Иез. 18:21-28). В богословии многих конфессий применительно к Божьему спасению в течении всей жизни называется «превозмогающей благодатью». Суть в том, что фактически невозможно потерять спасение.
- Вечное спасение на небесах (Матф. 25:46; 1 Иоан. 3:1-3).
5. План рассмотрения темы:
§1. Как Бог спасает человека?
§2. Является ли вера достаточным условием для спасения?
§3. Ложные учения о крещении, как условии спасения.
§4. Аргументы против крещения, как обязательного условия.
§5. Вопросы о спасении.
§6. Можно ли потерять спасение?
§1. Как Бог спасает человека?
1. Из чего складывается спасение? Тема для проповеди?
а) В каждом времени для спасения (конечного, полного, окончательного, в небесах) человека были необходимы 4-е составляющих:
➢ благодать (Ефес. 2:8);
➢ вера (Рим. 5:1);
➢ закон (Рим. 8:2; Иоан. 8:31,32);
➢ дела повиновения (Иак. 2:24).
б) При отсутствии любого из этих элементов, человек не сможет получить вечного спасения. Поэтому, если в изложении людей мы слышим план спасения, не содержащий какой-либо из вышеназванных элементов, это будет ложным учением, не смотря на искренность учителя.
в) Пример: Бог положит на чаши весов добрые дела, и злые. Что перетянет – таково и воздаяние. Это ложь, поскольку не учитывается благодать и вера.
2. Определения.
а) Что такое благодать? Незаслуженный дар, благо дать (включает и прощение), отношение к человеку, благоволение; это не то, что зарабатывается.
б) Что такое закон? (Правила)
в) Что такое вера? (Убеждения)
г) Что такое «дела повиновения»? Верность, выражение веры.
➢ Иоан. 6:29 – шире, чем просто убеждения.
➢ Угодная вера – не просто убеждения, а готовность поступать соглдасно убеждениям.
3. Как они действую вместе?
а) Бог являет (1) благодать и ставит условия принятия (закон; Тит. 2:11,12 – ответ на благодать подразумевает какое-то определенное действие, ожидаемое Богом от человека). Человек, движимый (2) верой (3) повинуется, и в результате получает прощение. Для обретения вечного спасения он (4) должен оставаться верным = дела повиновения.
б) Пример: (попросить студентов показать это на примере Ноя): Ной испытал благодать (Быт. 6:8), получил закон (повеление построить ковчег, и, видимо, проповедовать), своею верой (Евр. 11:7) он повиновался (Быт. 6:22). Соединение всех четырех элементов закончилось спасением. Попробуйте что-либо выбросить из этой цепочки, и ее обрыв не позволит привести человека к спасению.
в) В свою очередь, это можно классифицировать по двум признаком: что от Бога и что от человека. Спасение это дело двух сторон: Что-то делает Бог, и обязательно что-то должен делать человек. Кн. Деяний содержит в себе вопросы: «Что делать?» и нигде нет ответа: «Ничего, это просто благодать». Бог дает дар благодати, а человек принимает его, повинуясь (что-то оставляет (Тит. 2:11,12), а что-то начинает делать, от чего-то к чему-то обращается, 1 Фес. 1:8-10).
г) Эти же принципы применимы и к нашему времени, изменились только условия.
➢ Необходима благодать (Ефес. 2:8)
➢ Необходима вера (Гал. 2:16)
➢ Необходимо подчинение (Евр. 5:8,9; Мат. 7:21). Бог не спасает непослушных (2 Фес. 1:7-9). Это подчинение включает в себя несколько условий.
➢ Для окончательного спасения в вечности необходимо постоянное послушание (Откр. 2:10).
4. Библейские условия для прощения грехов для нашего времени.
а) Не собраны в одном стихе, но взаимосвязаны друг с другом (составляют цепочку), необходимы все вместе. Если выбросить какое-либо звено, цепочка рвется.
б) Как мы можем знать, что именно является условием для спасения?
- Первый шаг: определить суть - что такое спасение? Прощение грехов (Лук. 1:77), рождение свыше (в представлении деноминаций это разные вещи), оправдание, то, что дает вечную жизнь, духовное воскресение. В результате этого человек делается последователем Христа и дитем Божьим.
- Второй шаг: установить, что нужно сделать, чтобы получить спасение, что необходимо сделать «для» (предлог указывает на цель) прощения грехов (рождения свыше, оправдания, духовного воскресения, становления христианином и Божьим дитем и т.д.), то есть, необходимо определить условия для получения спасения.
в) Конкретные условия: называют студенты и доказывают, что это действительно условия для того, чтобы получить дар благодати.