Вред собственному здоровью – грех?
В религиозном мире в последние годы
укоренился стереотип: “Наносить вред
своему здоровью – это грех”. Это пример того, как мирские стереотипы проникают
в религиозное сознание. Мирская психология движется в Церковь. Как часто на
всевозможных застольях звучат тосты и пожелания: “Желаем вам здоровья. Главное
– здоровье. Выпьем за то, чтобы мы были всегда здоровы и чтобы всегда были
деньги. И т.п.” И, несмотря на то, что здоровье в миру – непреходящая ценность, отношение к здоровью весьма небрежное,
порой просто наплевательское. Мирской человек расширил круг своих занятий и
увлечений, которые либо прямо, либо исподволь причиняют вред здоровью. Это употребление
спиртных напитков, наркотиков; это курение; это неумеренное увлечение спортом,
бодибилдингом; это переедание или изнуряющие диеты, это погоня за сексуальными
утехами, это компьютерная зависимость и увлечение играми. Список можно
продолжить. Конечно, очень хорошо быть и чувствовать себя здоровым. И очень не
хотелось бы болеть какой бы то ни было болезнью. Конечно, совсем глупо делать
нечто такое, что нанесет вред своему собственному здоровью. Вероятно, для того,
чтобы удержать человек от того, чтобы наносить вред здоровью, и была придумана
идея сослаться на Библию, как на средство устрашения. Некто решил обосновать
требование бережного отношения к здоровью библейской мотивацией. Вот цитата
православного автора: “…Церковь Христова бережно относилась к человеческой
жизни, как к священному дару, данному нам Господом. Причинение вреда своему
здоровью или здоровью других людей всегда считалось грехом.” (http://www.pravoslavie.ks.ua/rubric/slovo-arhipastyrya/article/oberegat-zhizn---obyazannost-kazhdogo-hristianina).
Но в Библии и, прежде всего, в Новом Завете нет такой идеи. Наносить вред
своему телу, своему здоровью – это плохо, но Библия по этому поводу молчит!
Единственный стих из Нового Завета,
который используют для того, чтобы показать, что вредить собственному здоровью
грех, – это: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор.6:19). Но
этот стих не говорит о физическом теле и не дает оснований для того, чтобы
призывать к сохранению здоровья. Этот стих является частью фрагмента Первого
послания Коринфянам шестая глава с 13 стиха по 19. В этом фрагменте
используются понятия “чрево” и “тело”. Эти понятия в этом фрагменте нельзя понимать
буквально. Это метафоры, “чрево” – это “тело”, то есть, физическое тело
человека, а “тело” – “душа”, то есть, душа человека. Если понимать их
буквально, то в этом фрагменте возникнут бессмысленные выражения. Например, шестнадцатый
стих звучит так: “Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с
нею? ибо сказано: два будут одна плоть.” Но ведь совокупляющиеся не становятся
буквально одним телом. А если понимать этот стих метафорически, значение его
вполне логичное. Они стали одной душой – с одними и теми же мыслями. Конечно,
не абсолютно одними и теми же, но порой сближаются существенно – до совместного
совершения преступлений. В рассматриваемом фрагменте именно эта идея – единства
в мыслях, по душе. Следовательно, девятнадцатый стих в контексте этого
фрагмента тоже следует понимать метафорично: “Не знаете ли, что тела ваши суть
храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?”
Именно души наши суть храм живущего в нас Святого Духа. При таком понимании
может возникнуть тавтология в двадцатом стихе: “…Посему прославляйте Бога и в
телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии”. Учитывая, что понятие
“тело” имеет значение “душа”, то предложение имеет вид: “ Посему прославляйте Бога и в душах ваших и в душах
ваших, которые суть Божии ”. Но такого не произойдет по той причине,
что текст: “…и в душах ваших, которые суть Божии…”, – это вставка, которая
есть только в Textus receptus. В более ранних манускриптах этих слов нет. Реальное
действительное значение 1 Кор.6:19 – “Не знаете ли, что души ваши суть храм живущего в вас Святого Духа
…”. Кроме того, даже если понимать слова в 1 Кор.6:19 буквально, то и в этом
случае из этих слов не следует то, что человек должен беречь свое здоровье, а
вредить собственному здоровью – это грех.
Этот анализ подводит к тому, что нужно
заботиться о том, чтобы не навредить душе, а не телу. А такой вывод
подтверждается Учением Христа. Например, "Ибо какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
(Мк.8:36). В Новом Завете нет ни прямого, ни косвенного утверждения о том, что
вредить своему здоровью – это грех.
Плоть в понимании физического тела с
точки зрения вечности, для спасения не имеет безусловной ценности. Физическое
тело не будет спасаемо: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут
наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления."
(1 Кор.15:50). Ценность живого человеческого организма, с точки зрения Учения
Христа, не намного больше ценности праха, из которого оно сотворено: "Первый
человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный,
таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные." (1
Кор.15:47-48). Для вечности Бог даст человеку другое тело: "Ибо
тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в
бессмертие." (1 Кор.15:53). Физическое же тело не является
храмом или чем-то исключительно важным в духовном смысле.
Косвенно о том, что приоритет души по
отношению к физическому телу более высокий, можно увидеть в следующих стихах: "Если же
правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для
тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в
геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо
лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было
ввержено в геенну." (Мф.5:29-30). Процитированный стих тоже
метафоричный. Но ведь в качестве метафоры взяты не сандалии, рубашка или пояс,
но органы человеческого физического тела. Приоритет души выше физического тела.
Именно душа с точки зрения того, чтобы увидеть Господа, должна быть чистой и
непорочной.
Иисус для спасения человека полностью
пренебрег своим физическим телом, своей жизнью: "Потому любит Меня Отец, что
Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я
Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию
заповедь получил Я от Отца Моего." (Ин.10:17-18).
Совершенно не переживали ученики
Иисуса из-за того, что был нанесен вред их здоровью: "Они послушались его; и,
призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили
их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились
принять бесчестие." (Деян.5:40-41).
И следующий текст: "...Ибо мы
ходим верою, а не видением,…" (2 Кор.5:7), в отличие от
распространенного понимания, тоже говорит о том, что приоритет физического тела
незначительный по сравнению с верностью, которой должен жить человек. Верность
же – это продукт души. Более точный перевод этого стиха такой: “Благодаря
вере ведь живем не c помощью [внешнего] виду”, а перифраз такой: “Мы
живем благодаря верности [Богу], а не благодаря физическому телу (тому, что
видимо со стороны)”. И весь фрагмент, откуда взята предыдущая цитата,
тоже говорит с сожалением о необходимости пребывать в физическом теле: "Ибо
знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога
жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая
облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими.
Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим
совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и
создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как
знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а
не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться
у Господа." (2 Кор.5:1-8).
Несмотря на такие приоритеты для тела
и для души, не значит, что телом можно пренебречь, не заботиться о нем или,
более того, изнурять и убивать. Конечно, здоровье надо беречь и о теле надо
заботиться и ухаживать, но в меру и не во вред душе.
Если принять идею, что вредить своему
телу – грех, продолжив размышления в этом направлении можно прийти к выводу,
что лелеять физическое тело, укреплять здоровье есть нечто богоугодное. Получается,
что для повышения своей святости и духовности полезно заниматься физкультурой,
делать массаж, посещать спа-салоны, принимать солнечные ванны, два-три раза в
год ездить на курорт. Да кто от этого отказался бы? Но какое это имеет
отношение к служению Богу, к служению ближнему? Было бы смешно, если бы не было
грустно. Но разве неизвестно, что больной, как правило, думает прежде всего о
себе, о своем выздоровлении. Забота о собственном здоровье не позволяет видеть
нужду ближнего. А сколько таких людей, что усиленно заботятся о своем здоровье,
даже не имея особых проблем со здоровьем. Забота о своем здоровье развивает и
разжигает эгоизм.
Апостол Павел имел жало во плоти –
некую болезнь: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью
откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не
превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но
Господь сказал мне: <довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя
совершается в немощи>. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими
немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2 Кор.12:7-9). Но
также пребывал в нем и Святой Дух, о чем свидетельствуют его боговдохновенные
послания. Но нигде в Новом Завете нет жалоб Святого Духа на то, что ему не
совсем комфортно в не совсем здоровом теле апостола.
В мирском сознании сидит много
материалистических стереотипов. Один из них – понимание всеобщей причинно-следственной
связи явлений в природе. Прежде всего, в повседневной жизни человека. Например,
человек в прохладную погоду плохо оделся и вышел на улицу – это причина,
следствие – то, что он простудился. Поскользнулся на льду и упал, значит ушиб
из-за этого падения. Или еще проще ситуация: ухватился за горячий утюг –
получил ожег. Подобные причинно-следственные
связи объясняют существованием законов природы и как следствие заявления:
“…Многие болезни человека происходят от его же собственного легкомысленного
отношения к этим законам…”. Мирской человек не задумываясь понимает подобную
связь причины и следствия неразрывной, естественной.
Мирской человек может так думать, но у
христиан в сознании должно быть иное представление: "Видите ныне, что это Я, Я -
и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто
не избавит от руки Моей." (Втор.32:39). Человек может
совершать любые неразумные действия, но поражение придет от Бога. То есть, в
цепи: вышел на улицу без теплой одежды – простыл, есть два звена. Первое –
вышел неодетый на улицу, а второе – простыл. Первое действие (акция) совершил
человек, а второе (реакция) – Господь Бог. Людей в жизни сопровождает
непрекращающийся поток событий связанных как причина и следствие, и поэтому в сознании намертво фиксируется материалистическое
понимание связи явлений в природе.
Но если задуматься, то можно увидеть,
что связь не обязательно есть. Вышел не одетый и не простыл. Или вышел тепло
одетый и простыл. Мирской человек попытается оба эти случая объяснить еще
какими-нибудь законами, но христианин должен помнить, что во всех событиях
человеческой жизни незримо присутствует Бог. Как и во всем, что происходит во
Вселенной. И если говорить о болезнях, то это Он поражает или не поражает. Смертоносная
инфекция может распространяться по всему миру, но вымрет ли человеческий род
или нет, зависит от Бога.
Есть достаточно примеров того, как
люди продолжают жить с пулей в сердце или с металлическим штырем в мозгу. Человек,
заболевший раком, может и не умереть, но выздороветь. Здоровье может быть
плохим и если человек ничего плохого сам с собой не делал. И на это есть воля
Божья. Более чем достаточно примеров того, что безусловно ожидаемая реакция не
следует.
В течение всей ветхозаветной истории
Бог учит человека, что причина и естественно ожидаемое следствие в материальном
мире не связаны. Не погиб во вру со львами Даниил, остались живы в раскаленной
огнем печи друзья Даниила: "И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя
усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не
опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них." (Дан.3:27). Идея
постоянного Божьего контроля и влияния следует и из этих слов: "Я насадил, Аполлос поливал,
но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог
возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою
награду по своему труду." (1 Кор.3:6-8). Апостола Павла укусила змея, но
отравления ядом змеи не произошло. Была акция, но не было ожидаемой “естественной”
реакции. Но с другой стороны, заболел проказой Иов, хоть о не общался с
прокаженными и не был инфицирован. Была реакция, но не было акции. Загорелась
облитая водой жертва Илии. Не бензином же облил жертву Илия. Снова же была
реакция совершенно не ожидаемая. Религиозный человек может заявить, что это все
происходило чудесным образом. Но нужно помнить, что люди делят явления в
окружающей действительности на чудесные и не чудесные. Для Господа же все Его
дела вполне естественные: "Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе
росту хотя на один локоть?" (Мф.6:27).
Человек делает больно себе, значит и
будет больно. Сует руку в огонь, то будет ожог и боль. Но это в Божьих руках.
Ожог будет, а боль может и не быть. Рука в огне, а ожога может и не быть.
Человек лишает себя жизни. Казалось бы все очевидно. Очень часто реакция на
поступок человека наступает мгновенно. Даже никто и не станет задумываться о
том, откуда пришло поражение. Но Бог говорит: “…Я поражаю…”. И если
человеку сложно осознать в акте самоубийства присутствие Бога, то это проблема
того, кто не пытается как следует вникнуть в происходящее. Бог допускает
бесконечное повторение явлений действующих по принципу “Акция – адекватная
реакция”. И люди к этому привыкают. Из-за этого стереотипы настолько сильны,
что, когда этот стереотип опровергается, то в этот момент у читателя возникает
ухмылка или насмешка в адрес автора. Почему так? Аргумент обыденного сознания
очень простой – потому, что так было всегда! Но не всегда! И Библия тому
свидетельство.
Из этих рассуждений следует вывод в
отношении того, может ли человек нанести вред своему здоровью. Когда человек
сознательно ранит себя, то это все равно действует Бог, а человек только
средство в Божьих руках. В этом случае Бог попускает получить результат –
пораженное тело. Человек может совершать какие ему взбредет на ум неразумные
акции и поступки в отношении своего тела, своего здоровья, но реакция – поражение
телу, вред здоровью последует, только если на то будет воля Божья. А позволит
Бог по Своему усмотрению, в зависимости от поведения человека, от его образа
жизни, от мотивов, которыми он руководствуется в своей жизни. Поэтому, если
говорят, что нанося вред своему телу, человек согрешает, то этим самым и Бога объявляют
грешником. Бог ведь тоже принимает участие (хоть и скрытое) в нанесении вреда
человеческому организму. Но так не может быть. Бог не искушается злом и,
соответственно, не грешит.
Для удобства дальнейших рассуждений
принимается как временное допущение идея о том, что связь между акцией и
реакцией неразрывна. То есть, в изложении используются распространенные понятия
“человек простудился”, “человек ранил себя”.
Может случиться такое, человек сам
себе наносит рану. Например, вырезает яд в месте укуса змеи. Или прижигает открытую
рану. Понятно, что по отношению к телу совершается хоть и небольшое но зло,
ради того, чтобы избежать последствий большего зла. Как быть в такой ситуации?
Разве можно делать маленький грех, ради того, чтобы предупредить опасность?
Человек довел себя до истощения в
результате поста, нанес этим несомненный вред здоровью. Но это как бы
богоугодное дело – постился. А если просто
так заморила себя голодом, довела себя до анорексии, то это – грех. Результат в
обоих случаях одинаковый. Нанесен вред здоровью. Как разобраться, где грех, а
где – нет? Ответ не трудно предугадать. Прозвучит следующее: “Надо узнать какой
был в каждом случае мотив”. Но как в таком случае обличить человека и
попытаться спасти его душу? Ведь он как бы согрешил. Но Христос учит различать
людей по поступкам, по делам. То есть надо оценивать дела, а не мотивы. Это
человек сам себя может оценивать по мотивам своего поведения. Все те явления и
дела, что перечислены в Новом Завете как грехи, видны как грехи без того, чтобы
разбираться с каким мотивом они совершались. Не может быть сплетни с правильным
мотивом, как не может быть воровства или убийства с добрыми намерениями. Выявленная
сплетня всегда будет сплетней в независимости от мотива породившего ее.
Человек заболел. Со стороны может быть
не видно, почему заболел. То ли простыл, то ли куражился и выпивший полез в
прорубь купаться. Но ведь во втором случае, в соответствии со стереотипом “вред
собственному здоровью – грех”, совершен грех. Результат виден – человек болен. Ближние
же в недоумении: “А не во грехе ли он?” Лечить его и сочувствовать ему или
обличать и призвать к покаянию? Если в подобных случаях судить по результату,
то можно оказаться в положении заблуждавшихся друзей Иова.
Печорин, персонаж повести Лермонтова “Герой
нашего времени”, искал смерти. Мотив такого его поведения была тоска,
неудовлетворенность или безысходность. Если бы он погиб от чьей-то пули или
сабли в результате очередного своего безрассудного или бесшабашного поступка,
то можно ли было бы его назвать грешником из-за самоубийства? Ведь не он же
себя убил бы.
Иисус вел себя так, что провоцировал
иудеев на конфликт. Не один раз они соблазнялись и впадали в состояние гнева от
Его слов. Иисус вел себя таким образом, что конфликта с фарисеями и
первосвященниками было не избежать. Его слова и поступки неотвратимо вели Его к
собственной смерти. С мирской точки зрения Иисус вел себя как самоубийца. С
точки зрения тех, кто полагает, что наносить вред собственному здоровью – это
грех, Иисус – грешник. Но так ли это?
Поступок, движимый плотью, может нанести
вред физическому телу. Поступок, движимый духом, тоже может нанести вред физическому
телу. Иисус ведь говорит: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою
за друзей своих." (Ин.15:13). Но судить поступки по мотивам
сам человек может только свои. Только сам человек может осознать сразу или
погодя, что им двигало в конкретных ситуациях. В Новом Завете заповедано судить
только те поступки, которые являются грехами явно и не проводить исследования
до глубины души обличаемого.
Если человек придерживается мнения,
что вредить собственному здоровью – грех, то ему следует быть последовательным.
А именно, не доставать занозу иголкой, не выщипывать брови или волосы в носу и
много подобное сему. Это ведь тоже грех, хоть и маленький. Ведь когда некто
заявил, что вредить собственному здоровью – грех, то он не удосужился
установить меру допустимого вреда для собственного организма. И поэтому идут в
религиозном мире дискуссии о татуировке, о пирсинге, о силиконовых
имплантатах, о пластике лица и т.п. Как
правило, подобные дискуссии бесперспективны.
Несмотря на то, что Бог говорит: “…Я
поражаю…”, Он позволяет существовать видимой материалистической схеме:
поступаешь неразумно – наносишь вред здоровью. Человек в своей повседневной
жизни видит действие этой схемы массово, повсеместно, почти как закон: куришь –
разрушаешь легкие и вообще здоровье, пьешь – деградируешь как личность и
разрушаешь свой организм, потребляешь наркотики – загоняешь себя в могилу. Тем
не менее, духовная проблема человека не в том, что довел свой организм до
болезни, а в том, какими он был движим мотивами, когда пил, курил, принимал
наркотики и делал многое другое такое, что людьми считается вредным для
организма. Духовная проблема и беда такого человека в том, что, будучи
зависимым от плоти, будет совершать такие поступки, какие Библия однозначно
называет грехом.
Мотивы зависимых людей могут быть
обобщены, они имеют общий знаменатель. Эти люди движимы плотью. Эти люди
зависимы от плотского существа, что пребывает в его душе. Человек может делать
много различных дел, которые движимы плотью. Но не все они являются грехом. Но:
"Ибо
живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому
что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не
покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут."
(Рим.8:5-8). Живущие по плоти Богу угодить не могут. Все дела по плоти Богу не
угодны. Но не все называются грехом. Хотя все, как правило, ведут ко греху.
Живущие по плоти – это те, у которых
плотское существо управляет душой. Плотское существо держит человека в рабстве.
Мотивы такого человека, такой души – похоть, гнев, страх, уныние, ненависть и
т.п. Плотское существо заставляет человека пить, курить, воровать,
прелюбодействовать, обманывать и т.п. Плотское существо толкает человека на
многие неразумные поступки, которые и могут не быть грехом. Плотское существо,
что живет в душе человека, может заставить человека убить собственную физическую
плоть самого человека – своего носителя. Поэтому бороться надо с плотью, то
есть, с плотским существом. А это борьба личная.
Важно быть независимым от плоти, что
угодно Богу, а здоровье придет от Бога, который милостив.
Все эти рассуждения приводят к выводу,
что ни в Новом Завете, ни во всей Библии нет идеи, что наносить вред
собственному здоровью – это грех. Нет ни прямых утверждений, ни опосредованных,
которые можно было бы логически вывести.
Колесник Валерий
18.09.2012