Мир вам и дому вашему
Поиск в блогах:

Блоги (закрыт)

Данный блог закрыт

Автор
Тема:
Северянка Зарегистрирован: 09.07.2011 Публикации: 3 Откуда: Россия Что говорит Библия о субботе и воскресении? 06.01.2013 19:34

Во времена закона Моисея Израильтяне соблюдали много суббот. Это были еженедельные субботы (седьмой день недели), ежемесячные субботы (новомесячия), ежегодные субботы (праздники) и годичные субботы (каждый седьмой год - "суббота покоя земли" и каждый пятидесятый год - "юбилей"). Очень много людей сегодня верит в то, что Христиане должны соблюдать еженедельную субботу. Но есть большее количество людей, которые верят, что соблюдение субботы относилось только к Израильтянам в период действия Ветхого Завета. Какая из этих позиций правильная? Давайте обратимся к Библии.

            Люди, защищающие соблюдение субботы, говорят, что Бог повелел людям соблюдать субботу еженедельно со времен создания земли, потому что Бог отдыхал на седьмой день. При этом они ссылаются на Быт.2:2-3. Но, во-первых, мы должны помнить, что эти стихи были написаны Моисеем уже после получения им Божьего закона для Израильтян. А значит, эти стихи не были известны людям, жившим до Моисея, и мы не найдем в Библии указаний на то, что суббота отмечалась до времени странствования Израильтян по пустыне. Во-вторых, в этих стихах не дано указания соблюдать этот день, и не сказано, как это делать. Здесь не говорится, почему суббота дана людям, а лишь только указывается на тот факт, что седьмой день был особенным, т.к. именно в этот день отдыхал Бог.

            Закон, данный на горе Синай, утратил свою силу после смерти и воскресения Иисуса ( "потому что конец закона - Христос,.." (Рим.10:4)), а заповедь соблюдать субботу являлась частью закона, и потому тоже упразднена. Но соблюдающие субботу утверждают, что есть разница между законом Моисея, написанном в книге закона, и законом Божьим, написанном на каменных скрижалях Самим Богом в виде десяти заповедей. Они говорят, что "церемониальный закон" (закон Моисея) и "моральный закон" (закон Божий) - это два разных закона, и что со смертью Иисуса был отменен только  "церемониальный закон", а "моральный закон" (десять заповедей, включающих субботу) отменен не был. На это можно возразить так. Во-первых, Бог Сам произнес десять заповедей, и все Израильтяне слышали их, но люди испугались голоса Божьего, и именно поэтому Бог не произнес остальной части закона. Люди сами этого просили, и Бог согласился (Втор.5:22-28, Евр.12:19-21). И если бы не эта просьба, то Бог, по всей видимости, произнес бы и остальные заповеди. Во-вторых, в Библии ничего не говорится о разделении заповедей на моральные и церемониальные, это разделение придумано людьми. В Мал.4:4 очень ясно говорится только об одном законе, в который включены все правила и уставы ("Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.").

            Рим.7:4-8 также показывает, что Христиане умерли для закона, содержащего в том числе и десять заповедей:

 

   7:4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

   7:5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;

   7:6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

   7:7 Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.

   7:8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

           

            В 4-5 стихах этого фрагмента говорится, что Христиане умерли для закона, а из 7-8 стихов видно, что заповедь "не пожелай" включена в этот закон (о котором речь идет в предыдущих стихах). Это, как мы видим, третье свидетельство того, что Иисус упразднил весь закон, данный Израильтянам, включая десять заповедей.

            Следует также отметить, что среди так называемях "церемониальных заповедей" в законе встречаются также и моральные (например Исход 22:19-28). Среди же "моральных" заповедей есть, в свою очередь, по сути своей, церемониальная заповедь о субботе. Это еще одно свидетельство того, что разделение закона на десять "моральных" и множество "церемониальных" заповедей неправомерно. Оно сделано людьми, а не Богом. Таким образом, заповедь соблюдать субботу отменена наравне с другими заповедями закона.

            Защитники субботы говорят, что если моральный закон отменен, тогда можно убивать, воровать, лгать и т. д. Однако, и до появления "морального закона" нельзя было убивать, и Каин был признан виновным в смерти брата и наказан. Кроме того, Христианам дан "закон Христов" (Гал.6:2). И через этот закон Христиане познают, что есть грех.

            Сторонники празднования субботы пытаются            оправдать исполнение закона словами Христа: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мат.5:17). Для того, чтобы разобраться, в каком смысле были сказаны эти слова, рассмотрим их в совокупности со следующим стихом, раскрывающим смысл сказанного. Итак, читаем оба стиха вместе:

 

   5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

   5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

 

 То есть, здесь Иисус говорит, что Он пришел исполнить все предсказания о Нем, записанные в книгах закона и пророков. (Примерно это же сказал Иисус, по свидетельству Евангелия от Луки 24:44: "И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах."). Как и сказал Иисус, ни одна черта не прешла из закона, пока не исполнились все предсказания о Мессии (последними исполнились предсказания о Его смерти и воскресении). А после исполнения всех этих записанных о Мессии предсказаний, закон был отменен, а вместе с ним и заповедь о субботе.

Продолжая комментировать Мат. 5:17-18, заметим, что в  Своей земной жизни Иисус исполнял также и все предписания закона. После же этого Он взял "бывшее против нас рукописание" (закон) и "пригвоздил ко кресту" (Кол.2:14). Далее в этом послании апостол Павел делает вывод из этого: "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе." Говоря другими словами: "Пусть никто вас не осуждает за то, что вы не исполняете постановлений закона о пище, питии, праздниках, новомесячиях или субботе, потому что мы находимся во Христе, а все эти особые дни являлись в свое время лишь тенью - "тенью будущих (во Христе) благ" (Евр.10:1).

Те, кто празднует субботу, возражают, говоря, что указанная в Кол.2:16 суббота является не еженедельной "моральной" субботой, а  годовой, "церемониальной". Но, во-первых, мы уже видели, что разделение заповедей на моральные и церемониальные не подтверждается Библией, и ветхозаветный закон отменен полностью. А во-вторых, эти же слова: "праздники", "новомесячия" и "субботы" мы встречаем в Иезек.45:17. Мы встречаем их там в точно таком же порядке, поэтому с большой долей вероятности, суббота в этих фрагментах имеет одно и то же значение. А какое значение имеет слово "суббота" в Иезек.45:17? Если мы рассмотрим контекст, в котором находится данный стих, то мы увидим, что ничто не указывает на то, что это - годовая, "церемониальная" суббота. Следовательно, то, что в Кол.2:16 говорится об упразднении именно этой субботы - весьма надуманно.

Следует отметить также, что апостол Павел упрекал Галатов за то, что они соблюдали "дни, месяцы, времена, годы" (Гал.4:10), естественно, включая субботу. И, делая это, они возвращались к рабству бедных и немощных вещественных начал (Гал.4:9). Так что Павел даже сказал: "Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас" (Гал.4:11).

Защитники субботы говорят, что апостолы соблюдали субботу и учили Христиан поступать так же. Но в Библии нет ни одного фрагмента, говорящего или подразумевающего то, что апостолы учили Христиан соблюдать субботу. Если апостол Павел и приходил в синагогу по субботам, то вовсе не потому что хотел соблюсти эту заповедь, а потому что имено в этот день в синагоге собирались Израильтяне, чтобы послушать слово Божье, и у него была хорошая возможность благовествовать и Израильтянам, и язычникам, которые тоже, по примеру первых приходили слушать слово Божье именно в этот день (Деян.13:42 и 13:44)

Иисус, конечно, соблюдал субботу, как и должен был делать каждый Израильтянин. Это было бы противозаконно, если бы Иисус поступал иначе. И, как мы уже видели, система Ветхого Завета была упразднена после смерти Иисуса. Интересно заметить, что после воскресения Иисуса из мертвых нет ни одной записи о соблюдении субботы Иисусом или Его учениками. Ни одной записи! (При желании можно рассмотреть все случаи кажущегося соблюдения субботы учениками Христа после Его воскресения.)

Защитники субботы говорят, что еженедельная суббота служила Израильтянам, чтобы напоминать им о том, что они были в рабстве в Египте, но Бог освободил их, сделав Своим народом; Христиане становятся духовным Израилем (Рим.9:6-8) и должны поэтому соблюдать субботу. Против этого утверждения есть ряд контраргументов. Рассмотрим их.

Во-первых, если факт, что Христиане являются духовным Израилем, связывает нас с законом, данным Израильтянам, тогда мы должны были бы соблюдать каждый Израильский праздник. Хотя Христиане являются духовным Израилем, мы не находимся под старым законом, потому что "конец закона - Христос" (Рим.10:4).

Во-вторых, в Писании нет ни одного фрагмента, который учит, что Христиане должны соблюдать субботу. И нет ни одного упрека в посланиях апостолов за то, что кто-то нарушает субботу (хотя есть множество других упреков). Нет также ни одного намека на обличение в нарушении субботы со стороны Иисуса Христа в Его послании к семи церквям (Откр.2-3), где Иисус говорит о положительных и отрицательных сторонах жизни церквей. Хотя после появления заповеди о субботе для Израильтян, они часто нарушали ее, о чем Библия неоднократно свидетельствует (Иезек.20:13 и 22:8,26; Неем.13:17-18; Исаия 56:6 и др.). В Новом же Завете полностью отсутствуют записи подобного рода!

Сторонники соблюдения субботы говорят, что суббота называется "заветом вечным", "вечным постановлением", а значит она установлена навеки и не может быть упразднена. Но следует принимать во внимание, что слово "вечный" в Библии употребляется в двух смыслах: 1) нескончаемый, 2) существующий до предела, установленного Богом. Например Исход 21:5-6:

 

21:5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -

21:6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

 

В каком смысле употреблено слово "вечный" в данном случае? О ежегодной субботе так же говорится - "вечное постановление" (Левит 16:29-34 и 23:9-44), но Иисус отменил ежегодные субботы, которые были "вечным постановлением" на протяжении поколений и также отменил еженедельную субботу, которая должна была соблюдаться в течение столь же длительного периода времени.

Сторонники празднования субботы говорят, что Иисус - господин субботы (Мат.12:8), поэтому суббота должна быть часью Христианской системы. Вообще-то этот стих говорит, что "Сын человеческий есть господин и субботы". Иисус был также "больше храма" (Мат.12:6). Чему из Израильской системы Иисус не был господином? Нет ни одной части израильской системы поклонения Богу, которой Иисус не был бы господином. Иоанн сказал об Иисусе: "Приходящий с небес есть выше всех" (Иоан.3:31). Итак, рассмотренные стихи не говорят нам, какое положение будут занимать храм, суббота, обрезание и т.п. после смерти и воскресения Иисуса.

На собрании апостолов и пресвитеров в Иерусалиме (Деян.15), когда обсуждался вопрос, надо ли обрезываться язычникам, обращающимся в Христианство, было решено, "... написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе." (стих 20). У апостолов и пресвитеров была в этот момент идеальная возможность добавить в этот список обязательных правил субботу, но они этого не сделали, а оставили субботу в прошлом, как строго иудейскую практику. Единственный стих, который нам дает какие-либо указания о субботе - это Колос.2:16, и мы его уже разобрали.

А в какой же тогда день (если не в субботу) должны собираться Христиане на вечерю Господню? В Деян.20:7 находим ответ:

 

20:7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

 

Таким образом, это первый день недели, а, говоря по-нашему, воскресенье.

Но некоторые говорят, что в этом стихе говорится не о вечере Господней, а об обычной трапезе. Но, во-первых, тогда остается непонятным, с какой целью здесь упоминается день недели (а ведь таких упоминаний о дне недели в Библии не так уж много, и сообщается читателю о дне недели с определенной целью). В данном случае, по всей видимости, целью является показать, что именно в этот день Христиане собрались для хлебопреломления в память о смерти Спасителя. Этот стих показывает нам, что воскресенье было тем днем, когда совершалось причащение, т. е. оно совершалось каждый первый день недели. Больше нигде в Новом Завете не указывается, как часто следует причащаться. Таким образом, данный стих сообщает нам как частоту хлебопреломлений в память о смерти Господа, так и день недели, в который следует его совершать - первый день недели. Все другие варианты времени проведения вечери Господней являются человеческими установлениями, а не Божьими.

Второй аргумент в защиту того, что в данном стихе речь идет о вечере Господней, состоит в следующем. Если бы здесь под хлебопреломлением подразумевалась обычная трапеза, то уместнее было бы написать, что они собрались с целью послушать Павла (а не просто поесть). Но здесь, все-таки, написано, что именно хлебопреломление было целью собрания. Значит это хлебопреломление было важнее слов апостола, а значит оно не было обычной трапезой. Это была вечеря Господня, совершенная в первый день недели!

Следует также отметить, что апостол Павел проводил собрание, описанное в Деян.20 перед самым своим отъездом. Он спешил в Иерусалим, чтобы успеть туда ко дню Пятидесятницы (стих 16). Поскольку он спешил, то ему, вероятно, было бы удобней провести собрание на день раньше: в субботу. Но он, все-таки, несмотря на спешку, дождался первого дня недели потому, что это был день совместного поклонения Христиан Богу.

Некоторые утверждают, что в Деян.20:7 говорится, что Христиане собирались в первый день недели, но по Библейскому (иудейскому) счету времени тогда была суббота, поэтому и встречаться Христиане должны по субботам. Рассмотрим это утверждение. Во времена Римской Империи было два основных способа счета времени. По римскому счету новый день начинался с рассвета, а по иудейскому - с заката. Лука, вероятно, пользовался римским способом, поскольку он не был иудеем, и дело происходило в Троаде, где большинство людей не были иудеями, и считали время по-римски. А значит, день собрания соответствует нашему воскресенью. Кроме того, все собрание происходило до рассвета, то есть еще до начала второго дня недели. Так что хлебопреломление, совершеное после полуночи, попадает во временой отрезок первого дня недели.

Но допустим (впрочем, это маловероятно) что Лука пользовался иудейским счетом времени, и это собрание, в переводе на наш счет времени, началось в субботу вечером. Но защитники субботы проводят свои собрания не после захода солнца, а в светлое время суток. А ведь, по избранному ими иудейскому счету времени, это еще не первый день недели. Так что даже и при таком выборе счета времени защитники субботы не следуют примеру учеников из Деян.20:7.

Итак, Деян.20:7 ясно свидетельствует, что первые Христиане совершали Богослужение с вечерей Господней в первый день недели.

Сторонники соблюдения субботы говорят, что даже на небесах мы будем соблюдать еженедельную субботу. По-видимому они основывают свое утверждение на Ис.56:1-8, Ис.66:5-24 и/или Евр.4:1-11. Рассмотрим же эти фрагменты Писания.

Фрагмент Ис.56:1-8 говорит о сынах иноплеменников "присоединившихся к Господу" и ясно указывает время до установления Церкви - дома Господня на горе Господней (см. также Ис.2:1-3).

В Ис.66:5-24 говорится о людях, которые будут поклоняться Богу из субботы в субботу, из месяца в месяц. Если это учит Христиан соблюдать субботу, то тогда должно соблюдать новомесячие из месяца в месяц тоже. Но оно этому не учит. Разумная интерпретация не может включить соблюдение этих двух израильских праздников в Христианскую эру, т. к. апостол Павел  определенно сказал, что они были лишь тенью будущих во Христе благ. В этом фрагменте (стих 21) говорится также и о левитах, но у Христиан левитов нет. Это так же подтверждает, что в данном отрывке говорится о ветхозаветных временах.

Что касается Евр.4:1-11, то этот фрагмент продолжает суждение главы 3. Евреи во времена исхода из Египта не могли войти в землю обетованного "покоя" (Ханаан) из-за неверия. Христиане должны обратить внимание на этот пример, чтобы не ошибиться и войти в обещанный "покой" (небеса). Мы вечно будем покоиться от своих дел. Это будет постоянно, а не еженедельно.

Защитники субботы часто ссылаются на Мат.24:20 "Молитесь, чтобы не случилось ваше бегство зимою или в субботу". Здесь и зима и суббота употребляются в значении неблагоприятных факторов для бегства. Зимой холодно, а в субботу ворота Иерусалима были закрыты, да и камни могли бы полететь в Христиан в субботу.

Защитники субботы говорят, что Римская католическая Церковь изменила день поклонения Христиан Богу с субботы на воскресенье, и что Христиане соблюдали субботу до IV века, когда воскресенье "официально" было провозглашено днем Богослужения Христиан и памяти Господа. Чтобы поддержать эту идею, человек должен проигнорировать ранние записи членов Церкви II века, а также Деян.20:7. Иустин Мученик в середине II века писал: "В день Господень все Христиане в городах и деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся... Затем мы соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого желающие жертвуют по своему усмотрению..." Тот факт, что первый день недели был днем, когда Христиане совершали пожертвования, доказывает также и  1Кор.16:1-2. Вот этот фрагмент:

 

16:1При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 

16:2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

 

Библия и история показывают доступным образом, что Христиане собирались по воскресеньям, а не по субботам. Когда Католическая Церковь сделала свое заявление, ничего от этого не изменилось. Католическая Церковь делала и другие заявления, которые не поддерживали истину и/или ничего не меняли. Петра провозгласили первым Папой, затем был сфабрикован целый список Пап, чтобы показать последовательность преемственности. Книги Нового Завета были официально названы каноническими, что ничего не меняет: книги, которые встречаются в каждой стандартной Библии, те же, что и книги, считавшиеся богодухновенными большинством Христиан в I-II веках.

Некоторые говорят, что было бы странно, если бы Бог выбрал для поклонения сначала один день, а потом заменил бы его на другой. На первый взгляд это логично, но в Евр.7:12 написано: "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона." Таким образом, и в замене субботы на воскресенье не должно быть ничего удивительного.

А вообще, строго говоря, воскресенье не является просто заменой субботы. Если бы произошла эта замена, тогда нельзя было бы ничего делать в воскресенье, даже зажигать огонь для освещения и разогрева пищи (Исх.35:3). Праздники Ветхого Завета были вещественными началами, прообразами будущих во Христе благ ("тенью будущего" (Кол.2:16-17)). Они исполнили свое предназначение и остались в прошлом.

Итак, и Библия, и история свидетельствуют о том, что Христианам следует собираться для поклонения Богу в первый день недели - воскресенье.

 

Библиография

Ватсон, Рэнди. ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О СУББОТЕ? 1994.

ИСТИНА СЕГОДНЯ. т.3, №4, 1997.

(С) 2008-2024, Христианский Блог.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua