Является ли "преемственность" гарантией здравого учения?
Одним из краеугольных камней теологии Православной церкви является учение о преемственности, согласно которому апостолы Христа передали своим ученикам власть устанавливать смысл и содержание истины, и через рукоположение (хиротонию) передавать эту способность и власть другим субъектам, наделяя их подобной властью и силой для реализации священнодействия в Церкви.
Православный архиепископ Симеон Фессалоникийский (ХIV–ХV) учил: «Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя… через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия…»1. Значение исторической преемственности в теологии и сознании адептов Православной церкви иллюстрирует заявление одной женщины: «У инославных нет законных священников, а значит, у вас нет настоящих таинств. И если нет таинств, значит, у вас нет благодати Божией, и потому у вас нет спасения».
Обычно православные теологи подкрепляют эту доктрину двумя путями: ссылаясь на Писание, например Матф. 18:18; 28:19; Иоан. 20:21-23; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6 и др.2, также обращаюсь к трудам отцов церкви.
Краткий анализ положения православного учения о преемственности показывает, что заявленный доктриной формат преемственности не является гарантией передачи здравого учения, и что ее обоснование ошибочно и недостаточно.
Действительно, из самого Писания мы видим, что верные Богу люди, в том числе епископы, по различным причинам могут начать проповедовать ложное учение. Одним из таких примеров является обращение апостола Павла к пресвитерам Ефеса3, которые по всей видимости были рукоположены на служение (это было обычной практикой4), но что не помешало им «говорить превратно». Еще один пример являет собой поведение Диотрефа5.
Кроме этого, в различных периодах церковной истории мы можем наблюдать, как рукоположенные священники вносили расколы и подвергались анафеме, как по вопросам иерархии (схизмы), так и по причине лжеучений (ереси). Фактически, именно эти явления были причинами церковных соборов.
О библейских отрывках, на которые ссылаются православные апологеты апостольского исторического преемства, лишь кратко заметим, что сами тексты не дают ни грамматических, ни теологических оснований понимать их так, что существует возможность наделять кого-либо силой, властью или статусом передавать благодать и такую же власть другим людям. Напротив, Новый Завет содержит в себе указание на передачу учения, что ясно видно, например, из 2 Тим. 2:2, где апостол Павел завещает Тимофею находить людей, которым он мог бы передать слышанное от него (что было не чем иным, как здравым учением, 2 Тим. 1:13), чтобы они могли передать это учение другим людям. Также, в книге Деяний мы находим примеры, как грешники получали благодать и спасение без участия апостолов и рукоположенных ими служителей6.
Что же касается позиций отцов церкви, то они действительно явно учили об апостольском преемстве, и это учение было реакцией на появление ложных учений, главным образом, гностических. Однако анализ их учения ясно показывает, что под преемственностью они понимали передачу и прием от поколения к поколению, от одних епископов к другим не власти, силы и особенных способностей передавать благодать, а учения, изначально проповедуемого апостолами. В этом можно убедиться, изучив высказывания Иринея в знаменитом труде «Против ересей» (полное название «Обличение и опровержение лжеименного знания») и Тертуллиана. Суть их утверждений в том, что верующим следует избирать быть с теми, которые получили «с преемством епископства» и «дарование истины»7; на примере верности Римской церкви можно увидеть «возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас» и что «в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду»8; что апостольское преемство видно в здравом учении и чистой жизни9; и что апостольской может считаться та церковь, которая хоть и не может проследить исторической преемственности, но сохраняет «единокровность учения»10.
Итак, подводя итог вышесказанного, отметим, что ни Писание, ни ранние отцы церкви не санкционируют даже в малой степени появление учения об исторической преемственности, которое в любом случае не может гарантировать чистоту доктрины, но основанием появления такого учения является своеволие людей. Библия же, и в согласии с ней некоторые отцы и учителя церкви, представителями которых являются Ориген и Тертуллиан, провозглашают лишь один вид преемственности – передачу истины Божией, которая научает людей принятию благодати и освобождает от греха, преобразовывая их жизни.
1. «Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский», стр.5. Изд-во Оранта. 2010.
2. Интернет-ресурс «Азы Православия». Разделы: «Богоучрежденность священства», «Апостольская преемственность и неизгладимость священства» http://bible-istina.zachalo.ru/pravoslavie/sviaschenstvo.html
3. Деян. 20:17,30.
4. Деян. 14:23.
5. 3 Иоан. 9,10.
6. Деян. 8:1,4; 11:20-23.
7. Ириней «Против ересей» 4.26.2.
8. Ириней «Против ересей» 3.3.2.
9. Ириней «Против ересей» 4.26.4..
10. Тертуллиан «О прескрипции против еретиков» 32.