Исполняется 150 лет со дня рождения великого ученого,
естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля Владимира Вернадского,
идеи которого сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины
мира.
В центре его естественнонаучных и философских интересов —
разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в
ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся
определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию
на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении
природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного
экологического сознания.
В.Вернадский родился
и вырос в дворянской семье, получил образование на естественном отделении
физико-математического факультета Петербургского университета. Большое влияние
на него оказали профессора А.Бекетов, А.Бутлеров, Д.Менделеев, И.Сеченов,
В.Докучаев, от которых он унаследовал широкий научный кругозор и высокие
этические нормы.
С первых шагов на научном поприще В.Вернадский
зарекомендовал себя как широкомыслящий естествоиспытатель. Он старался
интегрировать различные сферы человеческого знания, создавать крупные
естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих
ученых, что позволило создать мощные научные школы мирового значения. Не
удивительно, что В.Вернадский стал одним из создателей и первым Президентом
Академии Наук Украины. Его научные интересы простирались от минералогии и
кристаллографии, изучения атомного ядра, биогеохимии до учения о живом
веществе. Он создал учение о биосфере и ее эволюции, о переходе биосферы в
ноосферу — взаимоотношениях природы и общества, внутреннем единстве
человечества и космоса.
В 90-х гг. ХХ ст. в Европе и Америке четыре раза
переиздавалась знаменитая книга академика В.Вернадского "Биосфера".
Его идеи использовались при конструировании закрытых экосистем в космических
полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы в США, что
свидетельствует о гениальной прозорливости ученого, актуальности его научных
предвидений и учений и в наши дни. О роли в истории такой личности как
Вернадский сказано: "Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен
гений".
В современном понимании биосфера — это оболочка Земли,
которая заселена живыми организмами и постоянно преобразуется ими и продуктами
их жизнедеятельности. Она имеет свойственные ей контрольные механизмы,
призванные защитить Землю как небесное тело, а, значит, человечество.
Общеизвестно, что конец ХХ и начало ХХІ ст. характеризуются
стремительным развитием современных технологий, глобальным экологическим и
энергетическим кризисом, а также попытками создать новые мировоззренческие
основы постиндустриального общества. При этом нужно учитывать, что современное
общество характеризует глубокий идеологический и духовный кризис, девальвация
моральных ценностей, потребительский характер, технократичность мышления и
прагматизм.
Такой принципиально новый феномен затронул вопрос
физического выживания, продолжения человеческого рода и развития всей
цивилизации.
Губительная практика активного вмешательства в природные
процессы привела к угрожающим изменениям биосферы. Переделывая природу и
окружающую среду, своим умом и последствиями интеллектуального труда человек
изменяет условия жизни на планете. Он создал ноосферу, которая, в отличие от
биосферы, не имеет собственных контрольных механизмов.
О наступлении нового времени в эволюции живой и неживой
материи, всей жизни на Земле академик В.Вернадский заявил еще в конце ХІХ века.
Он сформулировал понятие "ноосфера" в контексте развиваемого им
учения о биосфере.
Ноосфера, по мнению Вернадского, означает "сфера
человеческой мысли". Подобно тому как возникновение биологической жизни в
корне изменило геосферу, появление человеческой мысли оказывает радикальное
влияние на неживую и живую формы материи.
Иными словами, человеческая мысль стала важнейшей силой,
формирующей земной шар и жизнь на нем. "Разум вводит в механизм земной
коры новые мощные процессы, аналогичных которым до появления человека не
было", — писал В.Вернадский.
Организация управляемой ноосферы, то есть устойчивого и
безопасного развития мировой цивилизации, должна стать стратегией выживания
человечества.
Между биосферой и ноосферой имеются существенные различия.
Биосферная цивилизация основана на традиционных технологиях, применение которых
несет угрозу деградации биосферы и постиндустриального общества. Ноосферная
цивилизация, к построению которой следует стремиться, основана на
"разумных" технологиях (ноотехнологиях). Их применение может
обеспечить устойчивое развитие ноосферы, в том числе устойчивое развитие
ноосообщества.
А пока приходится констатировать, что угроза физического
выживания человечества существует. Рассмотрим ряд вызовов, которые предлагают
сегодняшние реалии.
Как известно, философией современной медицины стала
генетика. Гуманная, эффективная и рентабельная, она решает не только проблемы
продолжительности и качества жизни, но и экономические проблемы государства.
Особенно это касается репродуктивных технологий, проблем регенеративной
медицины, вопросов биотехнологии и фармакогенетики, а также аспектов
клонирования.
Последние достижения в развитии молекулярной генетики
открыли практически безграничные возможности вмешательства в процессы
жизнедеятельности человеческого организма. Основным постулатом генетической
медицины является положение о том, что для каждой болезни имеется
молекулярно-генетическая мишень, которую можно использовать для диагностики и
предупреждения заболевания, а также для лекарственного воздействия.
Получение новых знаний о геноме человека создает возможности
"исправления" наследственной информации.
Молекулярная генетика открыла перед человечеством огромные
перспективы, но вместе с тем возложила на него ответственность за возможные
последствия её практического применения.
Истории известны случаи, когда, например, евгеника — наука,
призванная бороться с наследственными заболеваниями человека, была использована
нацистами во время войны для экспериментов над людьми и уничтожения
"нежелательных" социальных групп.
К сожалению, генетические технологии могут быть использованы
и как инструмент биотерроризма.
Проблемы биобезопасности связаны с одной из основных
проблем, с которыми столкнулось человечество, — это недостаток продовольствия.
В связи с этим в сельское хозяйство пытаются внедрить наиболее производительные
биотехнологии. Одна из таких технологий — генная инженерия, при помощи которой
создаются генетически модифицированные продукты. В генной инженерии используются
радикальные методы воздействия на генетический код вида — создается новый
организм, возникновение которого в естественных условиях было бы невозможно.
Генетически изменённые продукты стали реальностью. Их бесконтрольное применение
можно квалифицировать как нарушение прав человека, проведение
несанкционированного эксперимента над человеком, о недопустимости которого
говорится в многочисленных международных документах.
Или еще пример. Многие исследователи верят, что
нанотехнологии могут стать гигантским шагом человечества к избавлению от
многочисленных болезней. В перспективе любые молекулы могут собираться подобно
детскому конструктору. Для этого предлагается использовать нанороботов.
Наночастицы позволяют доставлять лекарство точно к патологическому очагу,
увеличивая его эффективность и минимизируя побочные эффекты лечения.
Развитие биотехнологий привело к возможности создания
супер-роботов. Предполагается, что со временем они будут все больше
использоваться в разных сферах жизнедеятельности человека. В некоторых областях
они уже могут работать более эффективно, с большей точностью и меньшей
вероятностью ошибки, чем люди. В случае, если компьютерные технологии преуспеют
в совершенствовании разумных машин, которые все смогут делать лучше, чем люди,
то, по-видимому, в условиях функционирования многочисленных
высокоорганизованных систем и машин ненужными окажутся любые человеческие
усилия.
Другими словами, сегодня мы находимся на грани перемен,
сравнимых с появлением на Земле человека. Их причина заключается в том, что
развитие техники неизбежно ведет к созданию сущностей с интеллектом,
превышающим человеческий. И тогда изменения, на которые, как считалось,
потребуются "тысячи веков", скорее всего, случатся в ближайшие 100
лет.
Если же возникнет разум принципиально отличный от
человеческого, то дальнейшую судьбу цивилизации будет вообще невозможно
предсказать, ведь опираться на человеческую логику станет бессмысленно.
Но что будет с самим человеком на планете Земля после того,
как он перестанет успевать за своими же технологическими прорывами? В любом
случае нам придется измениться, чтобы быть под стать машинам, возможно, усилив
за их счет наш собственный интеллект. Биотехнологии дадут нам возможность на
молекулярном уровне изменить свои тела и окружающий мир. А человеческий геном
станет одной из компьютерных программ, подлежащих тестированию, оптимизации, а
при необходимости — переделке. И когда человек так кардинально изменится,
наступит эра киборгов.
Сегодня это уже не фантастика. Технологии ХХІ века —
генетика, нанотехнологии, робототехника — во много раз опаснее ядерного,
химического и биологического оружия, созданных в прошлом веке.
Самая большая опасность заключается в том, что эти
технологии сегодня доступны небольшим группам людей и даже отдельным личностям,
так называемой "элите", верхушке общества, которой принадлежит
большая часть материальных благ и финансовых ресурсов, и которая, опираясь на
силовые структуры, оказывает определяющее влияние на политическое,
экономическое и социальное развитие мира.
Указанные технологии не требуют больших фабрик, значительных
запасов сырья. Знания — вот что нужно, чтобы управлять ими. Возникает не оружие
массового уничтожения, а знания массового разрушения, причем разрушительная
сила этого нового "оружия" многократно усиливается его способностью к
быстрому самовоспроизводству.
Не следует забывать, что знания не бывают сами по себе ни
добрыми, ни злыми — лишь человек делает их таковыми. Добро и зло, страх и
оружие против страха — результат интеллектуальной деятельности человека. Ум и
деятельность человека, его научная мысль становятся определяющим фактором
развития и мощной силой. Самым тягостным моральным наследием технократизации
стал кризис духовности.
Нравы и поведение человека в современном мире изменились
отнюдь не в лучшую сторону. В массе своей люди, а особенно их политические и
"духовные" лидеры, больше склонны к внешним проявлениям духовности,
им более свойственна двойная мораль, борьба за власть и деньги, чем искреннее
следование ими же провозглашаемым принципам нравственности. Насилие в
современной эпохе становится господствующим доводом, возводится в культ и
превращается в норму поведения членов общества. Оно приобретает особенно
циничные и извращенные черты, когда за спиной идеолога насилия стоит мощь
денег, оружия, террора и криминала. Аморальность, зло и зависть, порожденные
двойной моралью и агрессивным алчным желанием состояться в мире потребления и
наживы, подкрепленные насилием, во многом определяют причины большинства
рукотворных бед, одолевающих современное общество. Особенно опасно, что корни
бездуховности проросли в значительной части молодежи. Все чаще цель жизни
подменяется понятием ее качества, а смысл жизни — ее уровнем. Буйным цветом
"цветут" мещанство, вещизм, приспособленчество. Нравственные ценности
многих поколений остались далеко в прошлом.
Игнорирование принципов морали становится мощным источником
разрушения человека: бездуховность порождает бездуховность, а это
трансформируется в новую матрицу — матрицу болезни.
Поэтому, если наступит точка невозврата, потерянное
поколение породит поколение духовно неполноценных взрослых. Человечество как
будто забыло, что каждый из нас появился на свет, чтобы выполнить свое
божественное предначертание. Великий вызов третьего тысячелетия состоит в том,
сумеем ли мы раскрыть новые источники смысла жизни, духовного обогащения в
окружающем мире, бесконечно многообразной и эволюционизирующей ноосфере.
Глобальность перечисленных проблем в настоящее время вне
сомнений. Они совершенно одинаковы и в странах победившей демократии, где она
превратилась в некий фетиш, оборачивающийся к людям извращенной изнанкой, и в
странах постсоветских, погружающихся в трясину социально-экономического
кризиса, коррупции, деградации.
Не случайно на рубеже тысячелетий зародилась новая концепция
болезни и здоровья — биопсихосоциальная модель, согласно которой здоровье
пациента, начало болезни и ее прогноз определяются взаимодействием
биологических, психологических и социальных факторов. Течение любого острого и
хронического заболевания в огромной степени зависит от поведения человека и его
психологического статуса. Имеется много доказательств того, что такие факторы,
как эмоции, мотивация поведения и другие истинно психологические феномены
определяют риск возникновения заболевания и оказывают существенное влияние как
на выздоровление пациента, так и на прогрессирование болезни.
Ноосферный кризис коснулся не только климатических условий
Земли, мировой экономики, качества жизни человека, но и его личности. Старые
культурные ценности оказались разрушены, традиции, как семьи так и целых наций,
уничтожены без какой-либо замены, мировоззренческие идеалы подвергнуты
надругательству. В этих условиях в психологии и психическом состоянии человека
начал доминировать конфликт безысходности существования, приводящий к
психических срывам, в том числе ноогенным неврозам.
Стремясь выжить в условиях ноосферного кризиса и имея крайне
ограниченный выбор путей, человек, как правило, пытается отойти от реальности
со всеми ее проблемами путем "химического" или
"нехимического" изменения своего психического состояния. Отсюда рост
наркомании и алкоголизма, игромании, компьютерной зависимости, превращающихся в
патологическую наклонность человека и ведущих к психическим расстройствам:
неврозам, депрессии, фобиям, акцентуации. Предельное выражение этой тенденции —
растущее число суицидов.
Первой попыткой противодействия глобальному экологическому
кризису и последствиям внедрения новейших медико-биологических технологий стала
биоэтика. В 70-е ушедшего столетия она концентрировала своё внимание на защите
прав человека, в 80-е была направлена на проблему улучшения качества жизни, а в
90-е приобрела характер глобальной биоэтики.
Анализ и широкое обсуждение практических вопросов позволили
на основе принципов, методов и теории биоэтики положить начало важнейшему
процессу — формированию нового этического мышления.
Для сохранения всего живого новая этика должна стать
системой правил поведения в ноосфере, какие максимально способствовали бы
глобальным интересам всех составляющих ноосферы: планеты Земля, человечества и
трансформируемой им биосферы.
Критическая оценка происходящих перемен позволили предложить
нооэтику как этическое направление, ориентированное на устойчивое развитие
общества.
Нооэтика как этика интеллектуальной деятельности
человечества в условиях ноосферной среды имеет, по крайней мере, два важных
практических аспекта. Один из них связан с развитием человеческой личности, ее
взаимодействием с окружающей средой. С другой стороны, нооэтика рассматривает
антагонизм между обществом и природой, нарушения динамического баланса в
биосфере, цивилизационные угрозы и проблемы биобезопасности XXI века.
Как высшая ступень развития биоэтики нооэтика должна
органично войти в нормативную этику, стать ее неотъемлемой и очень важной
частью.
Термин "нооэтика", предложенный одесской
медико-философской школой, признается и цитируется в трудах крупнейших
отечественных и зарубежных ученых. В научный обиход вошли такие инновационные
понятия как ноосообщество, ноотехнологии, нооэкономика, что полностью совпадает
с концепцией нооэтики. Пришло время говорить о возникновении четвертой волны
цивилизации — нооволны.
Итоговой целью нооэтики является стремление предотвратить
прогресс технократических направлений, выступающих движущей силой современного
общества. К сожалению, на фоне стремительного, буквально калейдоскопического
развития научного и технического прогресса, все меньше и меньше мир
задумывается об отсутствии прогресса сознания в условиях противоречий между
материальным и духовным. "Первопричина кризиса — извечный конфликт материального
и духовного в человеке", — считал В.Вернадский.
Это прослеживается от проблемы выживаемости индивидуума,
когда человек убивал животных, добывая себе пропитание, до проблемы
выживаемости популяции, породившей грабительские войны. И, наконец, вызовы
сегодняшнего дня, выдвигающие на повестку дня проблему выживаемости человека
как вида, — все это яркое доказательство тезиса великого ученого.
Кардинальный вопрос современности — что же может объединить
такие диаметрально противоположные позиции, и кто станет инициатором этого
движения? Конечно же, самые эффективные меры по преодолению этой пропасти
предстоит выработать науке.
К сожалению, по мере появления новых открытий абсолютная
вера в науку как могущественную силу радикального и быстрого улучшения жизни
оказалась иллюзией. Более того, многие достижения науки и техники в ХХ веке
использовались в разрушительных целях, некоторые из них привели к
непредвиденным, порой губительным результатам, например, к созданию атомной и
водородной бомбы и не только.
Ставка только на науку оказывается тупиковой. Эта проблема
требует концентрации социальных, государственных усилий, направленных на
духовное оздоровление ноосферы, переориентирование ценностей современного
человека. В своей книге "Этика для нового тысячелетия" Его
святейшество Далай-Лама XIV пишет: "Человеческий ум — это и источник всех
проблем, и при правильном управлении им — источник разрешения их всех".
Впервые в истории нашей планеты биологический вид стал
опасен для самого себя, а заодно и для многих других видов. Осуществление
контроля над новейшими технологиями потребует, чтобы ученые приняли строгий
кодекс нравственного поведения, аналогичный клятве Гиппократа, или, как
минимум, содержащий один из основных его постулатов — "не навреди".
Этот кодекс должен представлять собой систему нравственного контроля новейших
технологий с позиций соблюдения основных законов существования ноосферы.
История не дает никаких гарантий, и нет уверенности в том,
что будущее окажется похожим на прошлое. Все, кто верит в гуманистические
ценности, обязаны использовать любую возможность для того, чтобы эти ценности
отстоять. Многие интеллектуалы отдают себе отчет в грозящей опасности, но когда
требуется предпринять что-то реальное, зачастую остаются безучастными.
Историю вершат гениальные умы, жаждущие исследовать и
сохранить планету, оставить след в искусстве и науке, совершенствовать
мышление, побеждать болезни, создать общество, в котором равные права для
каждого будут стимулом для развития цивилизации.
Ум и деятельность человека, его научная мысль становятся
определяющим фактором развития и мощной силой. Ни врач, ни ученый не должны
закрывать глаза на возможные результаты их научной работы. Они обязаны нести
ответственность за все последствия своих открытий, а нооэтика должна стать
контрольным механизмом, не пропускающим пагубные воздействия на ноосферу.
Через годы как никогда актуально звучат опасения академика
В.Вернадского "Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее
на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу,
которую обязательно даст ему наука?"
О Владимире Вернадском написано много. Но личность его столь
грандиозна, что каждый может проторить к нему свой путь. Вернадского
низвергали, забывали, вновь открывали, восхищались, преклонялись, вновь
списывали на обочину истории и снова пытались понять гениальную суть его
учений. Но мнение у всех сходится в одном — Владимир Вернадский — замечательный
ученый, необычайная личность. На его труды и сегодня ссылаются как на классические
научные работы представители десятков отраслей знаний. Он остается нашим
современником, великим провидцем и гениальным мыслителем.