Не судите.
Тема очень болезненная и недостаточно
раскрытая в общественном сознании. Что есть сплетня, негатив, обсуждение за
глаза? Можем ли мы говорить о других в их отсутствие? Четкие ответы на эти
вопросы вряд ли кто имеет, в основном в головах чехарда. Ответы же на все эти
вопросы заключены вот в этих словах: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на
брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: <рака>,
подлежит синедриону; а кто скажет: <безумный>, подлежит геенне огненной."
(Мф.5:22). Христос говорит что произносить бранные слова – это плохо, но, самое
главное, это то, что порождает эти слова.
А.С. Пушкин пишет жене: “Какая ты
дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня
пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза
сряду провальсируешь с кавалергардом”. Мама говорит ребенку: “Дурашка, мама
любит тебя”. Никто в этих ситуациях не будет воспринимать бранные слова “дура”,
“дурашка” как совершенный грех. Христос обращает внимание на то, что на сердце
говорящего. Вот туда надо смотреть человеку. Есть ли там гнев, агрессия, вражда
к ближнему: "...А исходящее из уст - из сердца исходит - сие
оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства,
прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет
человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека." (Мф.15:18-20),
– вот в чем суть греха. Слова, конечно, важны, но куда важнее отношение
говорящего к ближнему. И вот если там есть зло, то слова это отражение вражды
или войны. Совсем не трудно распознать с какой душой человек произносит злые
слова. Если настоящий христианин скажет нечто плохое, и оно не будет
соответствовать действительности, то его и совесть будет мучить, и покается, и
извинится, и сделает все возможное, чтобы подобное не повторилось. Но если
человек оскорбляет, унижает, задирается, зло шутит и не извиняется, не сожалеет
о сказанном или извиняется нехотя с очередными насмешками, то тогда справедливы
слова: "Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от
избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит
доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за
всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от
слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф.12:34-37).
Оскорбления, насмешки, обиды, сплетни
и клевета – все это, как правило,
производится словами. Но слова грех только тогда, когда они есть средством
ведения войны с ближним. Вот примеры: "...Ибо отверзлись на меня уста
нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают
меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они
враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою -
ненавистью." (Пс.108:2-5). И еще: "Услышь, Боже, голос мой в
молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла
коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук
свой - язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно
стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались
скрыть сеть, говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование
за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца."
(Пс.63:2-7). Очередная злое слово, очередная ложь – это только очередной удар.
Ко всему, словам не следует особенно
верить, потому, что слова могут быть льстивыми с умыслом: "Ложь
говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного."
(Пс.11:3). Слова произносятся приятные для слуха, а в душе говорящего
равнодушие и скука или намерение использовать человека. А ведь люди далеко не всегда
понимают того, что льстец своими ласковыми словами манипулирует человеком и зло
судит его. Он ставит ему оценку – “ты только средство в моих руках”. Именно об
этом и говорит притча в послании Иакова: "Братия мои! имейте веру в
Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание
ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в
скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе
хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног
моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми
мыслями?" (Иак.2:1-4).
Войну вели против Иисуса. Так
называемый суд синедриона – это был поиск обвинений против Иисуса: "Первосвященники
же и книжники стояли и усильно обвиняли Его." (Лк.23:10). Но
каждое обвинение было просто очередной ложью. В этой схватке зла с добром клевета
и сплетни были оружием: "Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали
лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и,
хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два
лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня
создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь?
что они против Тебя свидетельствуют?"(Мф.26:59-62). Видя то,
что обвинения – ложь, что против Него идет война, и никакие объяснения не будут
приняты, Иисус и не отвечал: "...И сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он
сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете
отвечать Мне и не отпустите Меня;" (Лк.22:67-68). Иисус был
верен Своим принципам. Не отвечал злом на зло – это значит, что не воевал. В
этой схватке временную победу одержали враги Иисуса, пересилили языком: "Спаси,
Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца
притворного. Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, Тех, которые
говорят: "языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам
господин"?" (Пс.11:2-5). Тем не менее, Иисус –
Победитель.
Слова, язык – это только средства
войны. Двигатель войны – сердце.
Осуждение, если оно и было начинается
с оценки, с суждения. Человек же судит обо всем, что попадается ему на глаза,
судит обо всех, кто оказывается в его поле зрения. Люди просто не могут поступать
по-другому. Человеческое сознание работает, хочет человек этого или нет.
Человек хочет того или нет, всегда наблюдает за ближним. В мыслях мы всегда
будем оценивать и судить других. Особенно если дела или слова людей имеют
какое-либо отношение к нам.
Учение Христа не запрещает людям ни
говорить о других, ни оценивать поведение других. Более того, есть ситуации, в
которых мы просто обязаны это делать: "Тогда Иисус начал говорить
народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не
поступайте, ибо они говорят, и не делают:" (Мф.23:1-3). Вот
эти слова Иисуса предполагают, что христиане должны уметь различать злые дела
людей, давать им оценку и не поступать так, как поступают эти люди.
Христос пришел в этот мир и осудил поступки
плотского существа в душе человека: "Как закон, ослабленный
плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в
жертву за грех и осудил грех во плоти," (Рим.8:3), – осудил
дела плоти: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому
подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия
Божия не наследуют." (Гал.5:19-21). Так и христиане без
сомнений и страха осуждают поступки, дела человека живущего как плотское
существо. Если ж этот человек постоянно совершает зло, не сожалеет и не
раскаивается, упорствует в своем поведении, то нет проблемы в том, что его осуждают как
личность – пьяница, вор, грабитель, блудник и т.п. Таких судят и это
естественно. Кроме того, образ жизни реального христианина всегда будет немым
осуждением грешника, нравится ли это христианину или не нет. Настоящие
христиане – судьи миру, утопающему во зле, хотят они этого или нет: "...Почему они
и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас."
(1 Пет.4:4).
Написано: "Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам
их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так
всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды
худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить
плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в
огонь. Итак по плодам их узнаете их." (Мф.7:15-20). Если я убедились
в том, что некто обманщик или лжеучитель, то я отвернусь от него и не буду его
слушать. Если при этом ничего не говорилось устами, то своим поступком я сказал
ему, что он лжеучитель. По Учению Христа христиане просто обязаны это делать. Как
в этом случае можно не судить.
Апостол Павел называет злом дела
человека: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам
его!" (2 Тим.4:14). Это апостол сделал после того, как
предварительно делам этого человека была дана оценка.
Иисус даже упрекает церковь в Фиатире,
что не осудила пророчицу Иезаевель: "Но имею немного против тебя,
потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и
вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное."
(Откр.2:20).
Можно ли обсуждать людей в их
отсутствии? То есть, обсуждать, когда человек отсутствует при разговоре. Это
всегда было среди людей, есть и будет. Это явление есть и среди христиан. Этого
не избежать практически никому. Это было в служении апостола Павла: "...Таковы
Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не
богохульствовать." (1 Тим.1:20), – и – процитированный выше
стих 2 Тим.4:14.
В отсутствии человека пишет о нем
апостол Иоанн: "Я писал церкви; но любящий первенствовать у них
Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он
делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает
братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви." (3
Ин.1:9-10). И пишет такое, что ему, наверное, не понравится.
Также и Иисус говорил о других в их
отсутствие: "В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались
отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице:
се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;"
(Лк.13:31-32).
Обсуждение допустимо, но обсуждать
третье лицо надо разумно и в страхе Божьем. Это еще одна ситуация, где люди
отодвигают Христа как Законодателя с Его престола и устанавливают свои правила.
Христос отодвинул границу допустимого суждения о других значительно дальше, чем
это пытаются делать люди. Судить ближнего мы можем, но как.
Обсуждение должно быть реальным. Обсуждаются
реальные факты: "Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у
свидетеля ложного - обман." (Притч.12:17), – но не слухи,
сплетни, выдумки или подозрения в отношении человека: "Мерзость пред Господом -
уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему." (Притч.12:22).
По крайней мере, происходит выяснение, было ли сделано нечто. Если оказывается,
что нет абсолютно верного подтверждения, что человек согрешил, то христиане
верят в то, что он не согрешил: "Любовь долготерпит, милосердствует,… всему
верит, всего надеется, все переносит." (1 Кор.13:4-7). Если
нет достоверного подтверждения греха, то разговор надо прекратить. Либо перейти
в разговоре с конкретной личности на обобщенный образ. В обсуждении не должна
родиться ложь: "Не судите по наружности, но судите судом праведным."
(Ин.7:24). Такой же стиль разговора должен быть и в том случае, когда
обсуждаются любые дела.
Обсуждение должно быть
доброжелательным. То есть, надо отдавать себе отчет в том, как обсуждают? В
обсуждении не должно быть насмешки, угроз, гнева или раздражения в адрес человека.
Тон разговора – сочувствие, сожаление, если грех был совершен реально. Если у
согрешающего человека случилась неприятность, то не должно быть злой радости: “Вот
так тебе и надо. Бог наказал тебя за дело.” Христиане не злорадствуют: "Любовь, …
милосердствует, …, не мыслит зла," (1 Кор.13:4-5).
Обсуждение должно быть конструктивным.
То есть, должна быть готовность и желание закончить обсуждение добрым делом или
поступком в отношении обсуждаемого человека. Если он реально согрешил, то
помочь ему осознать грех и покаяться. Перед возможным разговором с человеком,
не стоит разжигать костер или готовить виселицу. В крайнем случае результатом
разговора было назидание для себя и ближних.
Но назидание не только в крайнем
случае. Назидание это цель любого обсуждения: "Никакое гнилое слово да не
исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло
благодать слушающим." (Еф.4:29). Со всяких дел своих или
чужих человек должен делать выводы для себя на будущее. Любой человек в своей
жизни не должен быть праздным зевакой. Особенно важно давать оценки на предмет
того грех или нет то, что видел или в чем участвовал.
Грех, если он был, должен быть понят,
должен быть четко квалифицирован и осужден. Если грех стал публичным, хоть
из-за одного или двух свидетелей, то это допустил Господь Бог, и, вполне возможно,
что для назидания остальных. Неестественно в таких случаях христианам
отворачиваться от обсуждения, только потому, что им о грехе неприятно слушать.
Грех должен получить оценку и не имеет значения, присутствует грешник при
разговоре или нет. Так же за глаза могут быть даны оценки и добрым делам.
Поступки, как греховные, так и добрые
обсуждать можно. Также нет запрета в отношении того, обсуждать ли поступки
умерших. Запрет обсуждать умершего – это остатки суеверного, языческого страха
перед душами умерших.
По отношению к любому человеку,
необходимо быть исключительно корректным, даже если его нет рядом: "Говорю же
вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день
суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься."
(Мф.12:36-37). Господь ведь видит наши мысли: "Ты знаешь, когда я сажусь и
когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали." (Пс.138:2).
Обсуждение и насмешка над человеком – это есть насмешка над Богом: "Мерзость
пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему."
(Притч.15:26).
Есть неплохой критерий для проверки
того, следует ли нечто говорить за глаза или нет. Если можешь повторить при
человеке то, что собрался говорить в его отсутствии, то говори иначе помолчи. В
большинстве случаев этот способ срабатывает на добро.
Если за глаза обсуждаются слабости
человека и затем молят Бога о духовном взрослении этого человека, то это
естественно. Если за глаза обсуждают человека затем чтобы получить для себя
пользу, чтобы использовать человека или просто посмеяться над человеком, то это
зло. Библия это сурово осуждает: "Устами своими притворяется
враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом,
не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается
наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Кто роет яму, тот упадет в
нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится." (Притч.26:24-27).
Люди очень часто произносят фразу: “Не судите”. Но произносят ее либо,
заблуждаясь, либо сознательно ложно используют ее для манипулирования ближним,
для подавления инакомыслия, для подавления в споре. Порой человеку не нравится, когда просто высказывается
мнение не такое как у него, и это мнение объявляется осуждением. То есть, иное
мнение о чем-то называют осуждением. Заявляя “не судите”, они не позволяют
высказать другое мнение.
Иногда человек, узнав, что о нем
кто-то говорил нелицеприятные вещи, или просто о нем говорили, впадает в
ступор. Его реакция на такое – пароксизм ярости. Как будто он впервые услышал,
что о нем могут говорить за глаза. Как будто он не знал о таком явлении –
разговоры о других в их отсутствие. Такой человек подобен Журдену, герою пьесы
Мольера, который с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит
прозой. Хотя сами эти люди о других говорят запросто.
Изнеженная, инфантильная натура
не любит слушать неприятное для слуха, и не имеет значения правда это или нет. И
таких натур очень много. Именно они заявляют чаще других: “Не судите”.
Людям не нравится, когда о них говорят
не комплименты. Они готовы слышать о себе только хвалу и комплименты. Все остальное, что о них произносится, объявляется негативом. Они
сами того не понимают того, что желают, чтобы о них говорили как о покойниках: либо
– хорошо, либо – ничего. Таким людям ответ: “Не делайте негатива и не будут о вас говорить негатив”. Или просто –
живите под корягой, как рак отшельник и не высовывайтесь оттуда. И никто о вас
не будет говорить, вас просто не будут знать. А если серьезно, то вот чему учит
нас Христос: "...Ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии.
Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить
тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы
заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не
нуждались." (1 Фес.4:10-12), – и еще – "Возлюбленные!
прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей,
восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы
они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили
Бога в день посещения." (1 Пет.2:11-12). И главное: "...Ибо такова
есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных
людей, -" (1 Пет.2:15). Иными словами Христос говорит: Живите
тихо и не давайте повода для сплетен. А благочестивая жизнь неинтересна для
сплетника: Никто не сплетничает о тайных
добродетелях других людей” (Бертран
Рассел). Как правило, вообще мало говорят о хороших делах других людей.
Негатив интереснее.
Не делайте зла, творите добро и будьте
спокойны. Если же так поступаете, а покоя все равно нет, то, либо вы самих себя
обманываете – полагая себя благочестивыми, а это не так, либо это клинический
случай.
Еще одна причина сдерживать свои слова
следует из таких размышлений. Когда происходит интимный разговор двух. То надо
помнить, что когда говорит один, то слушателей всегда два: плоть и дух того,
кто слушает. Плоть же может преодолеть дух и неизвестно как она поведет себя в
отношении того, что обсуждалось с тобой. Иными словами, даже у твоего самого
задушевного друга может найти затмение в сознание, и он в приступе боли или
гнева откроет твою тайну. Следует учиться говорить поменьше: "Даже и в
мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого;
потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать
речь твою." (Еккл.10:20). Но без друзей сложно обойтись. И
далеко не каждый может прожить жизнь так, чтобы сохранить все свои тайны в
себе. Как быть? Доверяйтесь Христу – это друг верный.
Сплетни – безусловное зло. Человеческое
сообщество всегда осуждало сплетников:
·
Все неприятности, которые злейший враг ваш может
высказать вам в лицо, ничто в сравнении с тем, что ваши лучшие друзья говорят о
вас за спиной. (Альфред де Мюссе).
·
Рассказанную нам историю мы склонны передавать
другим в лучшем виде, чем ее получили. (Миссис Хамфри Уорд).
·
Кто сплетничает с вами, тот сплетничает о
вас. (Испанское изречение).
·
Кто умеет льстить, умеет и клеветать. (Наполеон
I (Бонапарт).
·
Сплетня — это плата за гостеприимство. (Дон Аминадо).
·
Сплетник, в отличие от свидетеля, знает все
подробности. (Александр Кумор).
·
Горсточка фактов способна испортить самую
хорошую сплетню. (Неизвестный автор).
·
Никогда не повторяй сплетен - в том виде, в
каком ты их услышал. (Неизвестный
автор).
Процитированные афоризмы – с юмором и ироничны.
Как ироничны слова из песни Высоцкого:
- Ой, что деется! Вчерась траншею
рыли,
Так откопали две коньячные струи.
- Говорят, шпионы воду отравили.
Самогоном. Ну, а хлеб, теперь из
рыбьей чешуи. (Песенка о слухах).
Но иногда сплетни порождают беду, и
тогда не до смеха. Если человек беспокоит общество или общину, если он плетет
интриги, то страдают люди окружающие его. Страдают от испорченного настроения,
от страха, от горечи, от обиды. Придет время и все это он получит в свою душу,
но во много раз усиленное. Если человек порождает сплетни, то в какой-то момент
его проступок окажется темой для сильнейшей сплетни: "Лживый язык ненавидит
уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение." (Притч.26:28).
Осуждать будут его, хотя возможно его поступок и не будет столь тяжелым и
значительным, но уж раскрасить постараются. Господь обещает, что придет время и
все земные интриги откроются.
Есть в Новом Завете фрагмент, который
уж очень нравится некоторым людям: "Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам
будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем
глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза
твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего
глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего."(Мф.7:1-5).
И его вспоминают и к делу и без дела. Как только слышат что-то неприятное для своих
ушей или неприятное в свой адрес, так тут же и одергивают: “Не судите” или “Не
суди”.
Но в этом отрывке речь не идет о
полном запрете суждения или обсуждения, но о снисходительности. Иными словами
этот фрагмент говорит: “будьте снисходительны к ближнему”. Не надо строго и настырно
обличать все слабости человека, не надо постоянно делать замечания ближнему
пусть даже и по делу. Потому что и тебя в таком случае будут судить по полной
программе. И тогда придется узнать что значат слова: "Ибо суд без милости не
оказавшему милости; милость превозносится над судом." (Иак.2:13).
Для того, чтобы самому не страдать от
сплетен и негатива, надо научиться не слушать, если же услышал, то не
реагировать эмоционально. Если же эмоции все-таки родились в душе, то не
совершать поступка движимого ими: "Итак, братия мои
возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен
на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией." (Иак.1:19-20).
Желательно как можно больше услышанного пропустить мимо ушей. Классик говорит:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца. (А. С. Пушкин).
В Ветхом Завете Бог учит человека: "...Поэтому не
на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба
твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и
сам ты злословил других." (Еккл.7:21-22).
О христианах говорить будут. Будут
говорить и правду, и неправду. Больше будет сказано зла и неправды. И надо
учиться терпеть все это: "Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не
согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо
мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась."(Пс.38:2-3).
Еще одно важное замечание. Любые
упреки, обличения, замечания, любой негатив в адрес человека, это порождение
негатива в душе слушателя. Независимо от того, как будет воспринято этот
негатив слушателями, он не сможет забыть сразу же. На душе у них останется
осадок, а возможно и недоверие или подозрение в адрес того, кого обсуждали. Мнение
о другом будет меняться. Пусть даже капля за каплей. Для слушателей останется
этот разговор оказался преткновением в любом случае. То есть, сообщать любую
негативную информацию это значит преткнуть слушателей, что христиане не должны
делать. Поэтому не надо спешить торопиться сообщать даже проверенные факты о
третьих лицах, не надо спешить сообщать о них всем ближним.
И последнее. Нужно стараться быть
беспристрастным. Просто наблюдать и больше размышлять. Такое представление есть
среди людей: “Видя в людях дурное, не
радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки. Скажешь худое,
услышишь худшее” (Бальтасар Грасиан-и-Моралес). Но оно должно быть
системой, мировоззрением. Как же тогда можно общаться? Вот как: "Веселое
сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости."
(Притч.17:22). Но не должно быть шутовства и клоунады: "Также сквернословие и
пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;"
(Еф.5:4). О чем же говорить? Вот о чем: "Наконец, братия мои, что
только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что
достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте."
(Флп.4:8). Загружайте свое сознание добром.
Колесник Валерий.
29.11.2013