Комплексное экспертное заключение
по гражданскому делу 2-452/99
(Головинский межмуниципальный суд САО г. Москвы)
г. Москва, 4 октября 2000 г.
Мы, нижеподписавшиеся В.П.Белянин, М.М.Громыко, Д.А.Леонтьев, С.А.Небольсин,назначенные определением Головинского межмуниципального суда от 12 марта 1999года к проведению комплексной экспертизы по делу 2-452/99 (представлениепрокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запретедеятельности религиозной общины "Свидетели Иеговы"), будучи осведомленысудом об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, составили настоящеезаключение, излагаемое ниже на 16 листах.
I. При выработке заключения осуществлены следующие экспертные действия:
1) изучение материалов дела 2-452/99;
2) лингвистический, психолингвистический, литературоведческий анализпредъявленных к экспертизе текстов религиозной общины "СвидетелиИеговы";
3) религиеведческий анализ предъявленных к экспертизе текстов общины"Свидетели Иеговы",
выводы из чего, положенные в основание предлагаемого заключения (раздел II),а также дополнительные соображения (раздел III) учитываюткомплексно-многоаспектную природу исследованного предмета.
……..
Эксперты не считают необходимым повторять все те обстоятельства дела,которые фигурировали в предшествующих рассмотрениях и известны суду. Экспертырешили остановиться на тех аспектах проблемы, которые прямо входят в ихкомпетенцию и касаются сути поставленных вопросов.
I2). Лингвистический, психолингвистический, литературоведческийанализ предъявленных к экспертизе текстов "Свидетелей Иеговы"позволяет отнести их к типу развернутого, комплексного, целостного,композиционно единого развернутого высказывания, сознательно наделённогофункцией информирования, идейного поучения и регуляции социального поведения адресатов.
Кругом лиц, предназначаемых к восприятию информации, идейных поучений исоциально-деятельностных установок, содержащихся в текстах "СвидетелейИеговы", являются:
1. активисты сообщества "Свидетелей Иеговы";
2. вовлеченные в сообщество "Свидетели Иеговы" рядовые члены этогообъединения;
3. лица, подлежащие вовлечению в сообщество.
…….
Предъявленные к экспертизе тексты "Свидетелей Иеговы" предлагаютопределенным образом интерпретируемую картину современного мира, взятого длярассмотрения в его нравственных, социальных, конфессиональных, политологическихи правовых аспектах. Организация текстов соответствует известным наукезакономерностям и технологиям рекламного и пропагандистского воздействия.
Лингвистический, психолингвистический и литературоведческий анализ текстовсообщества "Свидетели Иеговы" позволяет рассмотреть ихинформационный, идейно-дидактический, дисциплинарно-предписательный исуггестивно-мотивирующий аспекты как целенаправленное, планомерно проводимоевнушение им определенного и единообразного набора настроенийи.предрасположений.
Эта назидательность текстов "Свидетелей Иеговы" являетсяопределяющей для содержательного анализа отдельных аспектов этих текстов вракурсе поставленных перед экспертами вопросов.
Анализ текстов "Свидетелей Иеговы" выявляет их следующие общиесвойства.
Сюжеты текстов планомерно проводят один устойчивый мотив: человечеству икаждому отдельному человеку угрожает могущественный враг добра - сатана. Онстроит козни, вовлекает людей в грех, ведет человечество к гибели и мучениям; внедалеком будущем настанет день последней битвы - Армагеддон. Человечествопостигнет "великая скорбь" - голод, эпидемии, войны, стихийныебедствия; единственное спасение для людей - обращение к Богу, а именно кбожеству Иегове, который уничтожит сатану, его приспешников, всех служителейзла, всех не являющихся членами сообщества "Свидетелей"; послеАрмагеддона спасшихся ждет счастье в Царстве Иеговы, жители Земли будутподчинены справедливому небесному правительству;
Тем самым преобладает тематика уничтожения неверных людей волей и силамиИеговы и спасение лишь тех, кто благодаря присоединению к"Свидетелям" избежит тяжелых бедствий, мучений и гибели. Этонагнетание страха формирует настрой, зловещие оттенки которого усугубленымногократными описаниями человеческих бедствий вообще - бывших, нынешних ибудущих.
Психологический и мировоззренческий данный мотив ориентирует сознаниевоспринимающего на близкое гипнотическому оцепенению перед фатальным ходомсобытий. Одновременно этот мотив подготавливает сознание воспринимающих кдеятельности в режиме катастрофически-военного, осадного,десциплинарно-организованного сопротивления и наступления.
Эмоционально-смысловую доминанту предложенных к анализу текстов образуетнасыщенность лексикой "печального" и "темного" настроя.Автоматический обсчет с помощью экспортной компьютерной психолингвистическойпрограммы показывает следующее. "Светлая" лексика (бог, верить,апостол, душа, человечество, вселенная, доверие, истинная ценность,справедливость) составляет в текстах "Свидетелей Иеговы" до 22 %."Печальная" и "темная" лексика (насилие, растление,уничтожение, страдать, гонения, умирать, рабство, голод, холод, козни, ложь,клевета) составляет также до 22%, что является критической величиной, строитконтекст всей печатной продукции "Свидетелей" как депрессивный,внушающий представление о мире как античеловечной системе вещей, нагнетающийтревогу, страх, подозрительность и озлобление.
Восприятие текстов "Свидетелей Иеговы" в целом обеспечиваетформирование в их аудитории: а) настроения беспомощно-пассивного ожиданияспасительных инструкций; б) готовности к нервозно-взвинченному опознанию в миреи людях своих заведомых врагов с расположенностью к агрессивно-озлобленномупротивостоянию им.
I3). Вышеупомянутая настроенность существенно отличается оттональности, заложенной в общехристианской категории "страх Божий".Выделяясь этим на фоне иных вероучений, тексты "Свидетелей Иеговы"особо эксплуатируют мотив ужаса перед грядущим Концом. Нагнетание страха черезнастойчивую повторяемость эсхатологических представлений (конец света и т.п.)сопровождается переакцентировкой традиционных и канонических библейскихакцентов. Общее изобилие в текстах цитат из авторитетных источников(прецедентность) служит приданию публикациям "Свидетелей Иеговы"наибольшего веса и одновременно отводит потребность в дополнительном обращениик первоисточникам. В этом плане искажение исходного смысла цитируемого особеннозначимо. Отрыв цитат от их контекста и их значительное деформирующее сокращениедезориентируют воспринимающего в осмыслении и религиозной традиции, исовременной действительности.
Так, жизнеутверждающий псалом 148 оказывается в издании "Место молодежив Божьем порядке" снабжен "депрессивно-темной" вставкой:
Мы живем теперь под гнетом злой системы,
той, что скоро превратится в пыль и прах,
Всей силой нужно с нею нам бороться.
С учетом социальной коннотации слова "система", такаяреконструкция Священного писания способствует формированию недружелюбнойнастроенности ко всему общественному целому. Это, в частности, направлено и наорганизованные и упорядоченные измерения в общественном устройстве. Такаяустановка проводится в текстах "Свидетелей Иеговы" повсеместно, ибо"организованное человеческое сообщество под руководством сатаны, дьяволаявляется действительно злым и развращенным" ("Ты можешь жить вечно враю на земле", с.210, 212); "поэтому не возлагай надежды ни на какиечеловеческие программы о мире и безопасности и не думай, что этот мир стоит напути разрешения проблем" (издание "Имеет ли жизнь смысл?").Уравновешенное евангельское предписание "кесарю кесарево, а БогуБожье", в котором отправление культа состоит в балансе собщественно-государственным бытием личности, в анализируемых нами текстахзаменяется настороженной враждебностью к социальным, светским, правовыминститутам. Тем самым свойственная этим общественным институтам организующая иимперативная функция делегируется институтам внутриконфессиональным,настроенность которых по отношению к общественно-светским установлениям открытонеприязненна.
Изменения в текстах "Свидетелей" психологического содержания рядаустойчивых понятий способствует этой переориентации гражданского сознаниявоспринимающих в сторону осадно-боевого противостояния миру.Психолингвистический анализ показал, что в текстах "СвидетелейИегогы" осуществлены целенаправленные контекстуально-связанные изменения всемантической структуре слов. Так, осуществляется сдвиг в понятии"общество", направленный на сужение картины мира и связей с ним лишьв пределах и через посредство организации "Свидетелей Иеговы".Понятие "семья" оттесняется в пользу понятия "община" взначении "члены нашей организации". Понятие "счастья"меняется на понятие "служение" (целям нашей организации). Всё этосоздает особый язык со специфическим эмоционально-смысловым наполнением,устремленным к психологическому воздействию на сознание воспринимающего, кизменению у него языкового и неязыкового образа мира, к внушению необходимостипокорного подчинения дисциплине узкого сообщества и его иерархическим структурам.
Приведенное выше предписание "не возлагай надежды ни на какиечеловеческие программы о мире и безопасности и не думай, что эгот мирстоит на пути разрешения проблем" (издание "Имеет ли жизньсмысл?") заслуживает дополнительной оценки.
Через такие предписания, с одной стороны, вводится косвенный запрет наконструктивное мышление; с другой стороны, это психологически встраиваетвоспринимающего в военизированный режим организованного действия "нижнихчинов" сообщества во враждебной среде, близкий в известном отношении крежиму пребывания в диверсионной группе и т.п.
Стилистика текстов "Свидетелей Иеговы" насыщена элементамиимперативной, командной окраски, что поддерживает характеристику сообщества какорганизации, тяготеющей к военно-дисциплинарному типу объединения участниковчерез устав службы, должностную инструкцию, приказ, команду и т.п. Издание"Письмо кандидату на служение в Вефиль" снова говорит: "недумай, что ты сможешь всегда поступать по своей воле /.../ Тебе придется отодвинутьна задний план твои личные желания и склонности /.../ чтобы быть в состоянииисполнять поручаемые тебе служебные задания". Издание"Ежедневно разбирать послания!" (01.07) предписывает в этом духе:"ты с готовностью оставляешь все свои личные стремления /.../ ты навсегдаотдаешь всю свою жизнь и всё, что в неё включается, ИеговеБогу".
Согласно учению Свидетелей, "мы /.../ должны быть бдительныотносительно расширенного общения с мирскими людьми, пусть это сосед, товарищпо школе, сотрудник по работе или деловой партнер". ("Сторожеваябашня", 15.02.1994, с.24-25); следует "держаться отдельно отмира" (Ты можешь жить вечно в раю на земле", с. 188-189).
Состояние напряженной, настороженной изоляции от мирской жизни и отрешенияот мирских связей достигается в текстах с использованием императива согласноприказу "не думать". Сопровождается такой приказ словами "всего"и "навсегда", которые наиболее часто встречаются в речи людей,находящихся в стрессовом состоянии. Такого же рода стрессовое состояниеподдерживается в воспринимающих тексты "Свидетелей Иеговы" во имязаявленного религиозного идеала, но в специфически милитантном,принудительно-распорядительном порядке.
Это позволяет дать текстам "Свидетелей Иеговы" следующую общую идетализированную характеристику.
Являясь текстами, близкими по своей организации к пропаганде и рекламе,издания "Свидетелей Иеговы" прибегают к разнообразным способамманипуляции сознанием воспринимающих, сужая кругозор воспринимающего иориентируя его на фатально предопределенный мнимый выбор, прямо или исподвольпредрешенный этой организацией.
Реализуемые в текстах "Свидетелей Иеговы"рекламно-пропагандистские технологии дополняются дисциплинарно-уставными, гдедавление на психику воспринимающего и сужение его сознания проводится черездолжностную инструкцию, графики выполнения обязанностей и прямые приказания.
Как от торговой и политической рекламы, так и от служебного устава тексты"Свидетелей Иеговы" отличаются резко негативной эмоциональнойатмосферой, создаваемой вокруг мировоззренческих вопросов. В сравнении срекламой, повышен тонус фаталистической обреченности человека перед лицомвселенского зла; в сравнении со служебными уставами, повышен уровень страха,внушаемого возможным неисполнением инструкций, усилен акцент на всеохватывающийотказ от мирских ценностей, а здравая и рассудочная служебная исполнительностьоттесняется предписаниями "не думать" и внушениями воспринимающемустрессовой настроенности.
Проводимая в текстах "Свидетелей Иеговы" идея о том, что этаорганизация является единственным достойным членства обществом и единственнойструктурой с единственно достойными следования правилами, наделяетпроповедуемую в текстах идеологию качествами соперничества с инымиобщественными и правовыми институтами. Тем самым, это религиозное объединениесамо себя квалифицирует в организацию теократического и тоталитарного типа, спризнаками секты. К числу общественных институтов, отвергаемых"Свидетелями Иеговы", относится и христианская церковь, за которой, влице православия, российский Федеральный закон "О свободе совести и орелигиозных объединениях" (сентябрь 1997 года; преамбула) признает особуюисторически созидательную роль. Тексты же "Свидетелей Иеговы"приписывают ей роль пособничества сатанинским силам, губящим человечество.
Развернутое идеологическое высказывание, каким является совокупностьрассмотренных экспертами текстов "Свидетелей Иеговы", составляет,естественно, лишь часть инструктивно организуемой данными текстами деятельностиидеологов, пропагандистов, инструкторов сообщества "СвидетелиИеговы". Широкая повседневная практика этой деятельности происходит в уже заданномрежиме манипуляций сознанием, сужения сознания, стрессовости, настороженнойвраждебности по отношению к миру, мировоззренческой дезориентации, подменыобщества, его институтов и его норм структурами и циркулярами кланового илисектантского характера. (Так, предписание "отдать всё" - или"оставить всё" - в жизни "Иегове Богу" может трактоваться иреализоваться и в духовном, и в материально-имущественном плане, что делаетвоспринимающего объектом самых разнообразных посягательств.)
…….
Вопрос 1б). Содержаться ли в литературе и документах Свидетелей Иеговыпризнаки принуждения к разрушению семьи
Свидетели Иеговы подчиняют семейные отношения догматике принадлежности кобщине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института"семья" ценностью института "наша организация".Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководстваСвидетелей Иеговы, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей,молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью попоручению организации (вплоть до почасовой отчетности) - все это (см. такжеответы на вопросы 1 "в" и 2) следует расценить как деструктивныетенденции по отношению к семейной жизни. Рекомендации применения к детям иподросткам меря "лишения общения" (книга "Организованы проводитьнаше служение", с. 150; книга "Секрет семейного счастья", с87-88) чреваты нанесением детям в ущерб социализации серьезных психологическихтравм. Нетерпимую и разрушительную для детей атмосферу пребывания в семье способносоздавать предписание: "Истинные христиане … не могут … позволять детямсамим делать выбор" устраивающей их веры (журнал "Пробудитесь",08.03.1997, с. 27). Формы внедрения этих предписаний следует квалифицироватькак прямое и косвенное психологическое давление, близкое принуждению.
Заключение по вопросу 1б): В текстах Свидетелей Иеговы отсутствует прямоепринуждение к разрушению семьи, но осуществляется и предлагается косуществлению на практике прямое психологическое давление, чреватое разрушениемсемей.
Вопрос 1в). Содержаться ли в литературе и документах Свидетелей Иеговыпосягательства на личность, права и свободы граждан.
Организация, называющая себя религиозной общиной Свидетели Иеговы г. Москвы,судя по представленным судом документам и печатным материалам, входит вобширную, четко организованную структуру с высшим центром в Бруклине (Нью-Йорк,США). Очевидно, что эта организация стремится к максимальному контролю надзанятиями, поведением и решениями всех ее членов. Этот контроль осуществляется черезпредписание адептам общины определенных критериев выбора и принятия решений вповседневной жизни. В их число входит, например, предписание общатьсяпреимущественно с членами общины и избегать общения с теми, кто в нее невходит, если речь не идет о проповеднической деятельности и вовлечении новыхчленов. Другой формой контроля является заполнение времени членов общиныпроповеднической деятельностью с требованием почасового отчета о ней. Так, вкниге "Организованы проводить наше служение" (Нью-Йорк, 1990 г. на русском языке),изданной для "Свидетелей Иеговы" и призванной, по мнению издателей,обращать "внимание на наши основные библейские обязанности" (с. 3),подробно говорится о личных отчетах, о точном указании в них "часов проповедническогослужения". "Время в проповедническом служении начинает считаться,когда ты приступаешь к свидетельскому делу и кончается когда ты завершаешь свойпоследний визит". В это время не включается дорога, обед и даже"легкая закуска". Норма часов различается у разных категорий членоворганизации: подсобных, общих и специальных пионеров, миссионеров. Месячныенормы - 60, 90 часов; годовая норма у "общих пионеров" - 1000 часов ит.п. Каждый месяц личный отчет о "проповедническом служении" вноситсяв специальную карточку, которая хранится как часть документов собрания. Приотъезде на короткие сроки член организации Свидетели Иеговы должен регулярнопосылать отчеты о проповеднической деятельности своему собранию, а в случаепереезда - секретарь нового собрания должен запросить у секретарястарого собрания карточку (с. 105).
Подобные требования и практика представляются поработительными ипротиворечащими конституционному праву человека на отдых.
Право человека на. жизнь нарушается вводимыми Свидетелями Иеговыограничениями на виды допустимой медицинской помощи, в частности, запретом напереливание крови. Этот запрет внедряется через упомянутое выше манипулированиеСвященным Писанием. В проанализированных текстах встречается требование"никакой крови". Обращение к первоисточнику показывает, что тамимеются подобные слова. Однако там их смысл совершенно иной:
"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремениболее, кроме сего необходимого: воздерживаться oт. идоложертвенного и крови,и удавленины, и блуда, и не делать другим то, чего себе не хотите.Соблюдая cue,хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деяния святых Апостолов, 15: 28,29).
В этом фрагменте слова "воздерживаться от ... крови являютсяконтекстуально связанными со словом "идоложертвенное" и имеютследующий смысл: не следует совершать ритуалы, где принесение жертвысопровождается кровью. В тексте оригинала нет того смысла, который придаётся имв текстах "Свидетелей Иеговы" - отказа от переливания крови. Незатрагивая здесь софистический характер доктринальной аpгументации такогозапрета, основанной на извлечении библейских цитат из контекста и произвольногоприписывания им смысла, которого они никогда не имели в первоисточнике,отметим, что ни в одной из мировых религий вообще не содержаться предписания,выполнение которого может нанести ущерб жизни и здоровью человека. В данном жеслучае мы имеем дело с внедрением в сознание верующих догмы, которая приопределенных обстоятельствах может оказаться самоубийственной в буквальномсмысле этого слова. В материалах дела есть описания таких случаев,закончившихся летальным исходом. Таким образом, как в печатных материалах, таки в отраженной материалами дела практике Свидетелей Иеговы заметное местозанимает склонениe к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощилицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Заключение по вопросу 1 в целом:
В литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся признаки: а)разжигания религиозной розни в форме подрыва уважения и формирования неприязник другим религиям, б) посягательства на такие права и свободы граждан, какправо на жизнь и медицинское обслуживание и право на отдых, а также на свободураспоряжаться своим временем.
Вопрос 2. Являются ли тексты организации Свидетелей Иеговы изложением,которое обычно используется в вероисповедании
Как указано в разделе I, при экспертном обследовании текстов СвидетелейИеговы установлено, что они несут негативное отношение к миру, стремятсяотгородить человека от мира и запугать его. Единственным выходом из положенияпредлагается служение Иегове, в основе которого лежит подчинение воли человекаволе данной организации.
В отличие от традиционных вероисповеданий, в литературе и документахСвидетелей Иеговы наибольшее внимание уделяется тактике поведения припроповеди, методам привлечения в организацию, речь идет постоянно о"служении". Тактика поведения оттесняет в этих изданиях на заднийплан религиозно-нравственные проблемы, а серьезный богословский разговорзаменен целенаправленным внушением негативных установок в отношении властей ихристианства. В изданиях Свидетелей Иеговы много упоминаний о повседневныхтрудностях, медицинских проблемах и др. светских делах (все это на оченьпримитивном уровне - вплоть до суждения, что "организованное человеческоесообщество под руководством сатаны, дьявола является /.../ злым иразвращенным" ("Ты можешь жить вечно в раю на Земле", с.210,212). Отстранение от сатаны и дьявола подается как путь к Христу и воследХристу, однако с одновременным поношением христианской церкви. На фоне ряданынешних религиозных течений эйкуменического рода, от принятых в них ориентацийна воссоединение различных христианских конфессий до всемирного объединениякрупных вероисповеданий в целом (христианство, ислам, буддизм) это выглядитрезко нетипичным. Наконец, для современного восточного и западного буддизмахарактерно признание и Христа, и Магомета (Мохаммеда) частными инкарнациямивсемирно значимой божественности, к чему тексты Свидетелей Иеговы также несклонны.
Отличия от традиционных религий заметны также и в том, как представлена висследованных текстах структура организации Свидетелей Иеговы. Подробнаяотчетность, снятие с учета, постановка на учет и прочее - все это очевидныепризнаки политической организации-партии, а не религиозной общины. В традиционныхрелигиях нет подобного управления верующими. Так в православии естьобщины-приходы; а стоящая над ними иерархия (благочиния, епархии, патриархия)охватывает лишь служителей культа, а не массу верующих. Верующие в своей массене входят и эту структуру: они свободны посещать или не посещать службы,участвовать или не участвовать в проповеди православия, выбирать любой храм дляпосещения и т.д. Организация Свидетели Иеговы резко отличается, согласнотекстам, предложенным для анализа, жестким включением каждой личности в своюструктуру с безусловным подчинением каждого члена руководству.
Свидетели Иеговы в своих изданиях оперируют текстами Библии, котораяявляется Священным Писанием для всех христиан, и нередко объявляют себяпоследователями Иисуса Христа. Они привлекают будущих адептов чтением Библии иобещаниями рая нa земле. При этом тексты Свидетелей Иеговы подчас затушевываю(не снимая в принципе) такие особенности своей организации, как:антихристианская и антигосударственная направленность; наличие центра зарубежом. Дисциплина, требующая, согласно текстам сообщества, безапелляционногопослушания и детально контролирующая выполнение нормированных обязательств ипр., также не является типичной для традиционных (согласно общественнымпредставлениям, правосознанию, науке и Федеральному закону) религий.
Резкая теократическая иерархичность сообщества (согласно изданию"Организованы проводить наше служение", с.116 - "руководящаякорпорация осуществляет теократическим образом руководство и надзор за собраниямипо всему миру"), его ориентация на "не-думание" отдельных членовобъединения, его стремление к интеграции семей в жизнь тотально властноговнесветского коллектива, а также признаки военизированной дисциплинарности бытаиеговистов, регулируемого исследованными текстами, отдаляют Свидетелей Иеговыот традиционных религий и сближают их с явлениями разряда секты.
Заключение по вопросу 2: подвергнутые исследованию текстыорганизации Свидетелей Иеговы по ряду существенных признаков отличаются отизложения, которое обычно используется в несектанском вероисповедании (втрадиционных религиях).
…..
Эксперты:
В.П.Белянин, доктор филологических наук, профессор кафедры психолингвистикиМГЛУ, профессор Центра Международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова,член-корреспондент Академии Гуманитарных Исследований, академик МосковскойПсихотерапевтической Академии, член международной ассоциации прикладнойпсихолингвистики, член коллегии юридических психологов;
М.М.Громыко, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудникИнститута этнологии и антропологии РАН;
Д.А.Леонтьев, доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУим. М.В.Ломоносова, зам. председателя Совета Московского отделения Российскогопсихологического общества;
С.А.Небольсин, кандидат филологических наук, заведующий секторомхудожественных взаимодействий Отдела теории и методологии литературоведения иискусствознания, председатель Научного совета по комплексной проблеме"Россия, Запад и Восток" Института мировой литературы РАН, членПравления Союза писателей России.