Торжество Мамоны
Американский религиозный ландшафт бесконечно многообразен. На сегодняшний день США по преимуществу протестантская страна, где протестантская церковь представлена огромным количеством ответвлений (методистской, лютеранской, епископальной, пресвитерианской, баптистской, пятидесятниками, харизматами и многими другими церквями).
Хартфордский Институт по изучению религии насчитывает около 335 тыс. религиозных конгрегаций, из которых около 300 тыс. являются протестантскими, 22 тыс. – католическими и ортодоксальными. Нехристианских религиозных конгрегаций насчитывается около 12 тысяч.
Во всем этом многообразии выделяется одна, свойственная именно Америке религиозная традиция – так называемая «теология процветания». И тот факт, что «Евангелие Процветания» захватило значительный сегмент американской культуры, на сегодняшний день является бесспорным.
ТРЕНД
В последние 25 лет одним из значительных трендов американского протестантизма стала «теология процветания». Это религиозное учение, говорящее о том, что подлинная вера и соответствующее поведение верующего влияют на его материальное благосостояние и успех в личной жизни, являясь внешними проявлениями Божьего расположения. По данным специалистов, «теология процветания», несмотря на критику со стороны, как представителей основных протестантских церквей, так и общественных деятелей, и СМИ, становится заметным явлением в общественной жизни США. Проповедниками доктрины процветания являются Joel Osteen, Greflo Dollar, T.J.Jakes, Oral Roberts, Pat Robertson, Kenneth Copeland, Marilyn Hickey, K.C. Price, Bishop Jordan, Joyce Meyer и другие, предоставляя, по словам одного из критиков этого движения, Роберта М. Франклина, «освящение личной жадности, обсессивного материализма и необузданного нарциссизма».
Доктрина процветания оправдывает стремление к богатству, успеху, получению удовольствия от траты денег, считая постоянное избыточное потребление атрибутом праведной жизни. Американские пасторы рассматривают популярность «Евангелия Процветания» в качестве фундаментальной проблемы для современной Американской протестантской церкви в целом. Историк Церкви Joel A. Carpenter, проректор Calvin College (в Grand Rapids), в своей книге «Contemporary Evangelicalism and Mammon» («Современный евангелизм и Мамона») пишет: «Хотя большая часть религиозных лидеров никогда не будут ассоциировать себя с идеологией «Евангелия Процветания», они глубоко включены в американскую капиталистическую культуру понимания Евангелия: Бог измеряет успех количеством, больше денег означает больше служения, следовательно, больший успех для царства Божьего».
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Первый всплеск интереса к «теологии процветания» приходится на 80-е годы. Это было время бурного развития телевидения, телекоммуникационных технологий и появления первых телеевангелистов. Но тогда после финансовых скандалов, связанных с именами Jim Bakker и Jimmy Swaggart, интерес к этому учению быстро сошел на нет. Сегодня, после ряда модификаций, вновь появилось «Процветание Лайт» – облегченная версия «теологии процветания», которая стала настоящей сенсацией на американском религиозном рынке. Три мегацеркви США из четырех – Lakewood в Хьюстоне, Potter's House в Далласе и World Changers около Атланты – являются проповедниками «Процветания Lite» (мегацеркви – это от двух тысяч прихожан, доходит и до 50 тыс.). Несмотря на то, что они и множество других протестантских церквей США могут непосредственно и не провозглашать «Бог хочет, чтобы кошельки его верующих были наполнены Его богатствами», это является ключевой частью их доктрины. В результате во многих успешных церквях в той или иной степени проповедуются принципы этой доктрины, что считается новым языком обращения к «духовным потребителям» или «хорошей вестью». Церковь, так или иначе перенявшая идеи Процветания, благословляет личное обогащение и успех и заявляет: «Бог хочет, чтобы ты был богатым!», «Христос – это продукт, не нуждающийся в рекламе» (T.J. Jakes), а «бедность – это проклятие и личная глупость» (G.Dollar), молясь о «ниспослании финансового успеха» (City Light Church NYC).
Идеи Процветания, личного самосовершенствования и получения материального благословения уже давно перешли рамки традиции пятидесятников, в среде которых они и зародились. Теперь «теология процветания» популярна в церквях евангелистов, традиционных либеральных протестантских церквях США. Основы этой теологии преподаются в сотнях библейских групп пятидесятников и в независимых христианских семинариях. Были случаи, когда, например, лютеранский пастор из Пенсильвании использовал это учение для своей серии проповедей во время поста.
О популярности принципов идей Процветания свидетельствует увеличение количества мегацерквей США. На сегодняшний день в Америке насчитывается 1210 мегацерквей, что вдвое превышает показатели пятилетней давности. Безусловно, не все мегацеркви в основу своего учения включают принципы Процветания, но в своей практике они существуют как коммерческие корпорации. К самым успешным мегапроектам относятся уже упомянутые церковь Lakewood (46 тыс. прихожан) – ее пастор Joel Osteen в 2006 году был назван самым влиятельным христианином в США («Most Influential Christian in America») – и мегацерковь World Changers (25 тыс. прихожан) во главе с пастором G. Dollar. О влиянии мегапасторов, проповедующих принципы «Евангелия Процветания», можно судить не только по тиражам их произведений, но и по их постоянному присутствию в новостях и ТВ-эфире. Журнал «TIME» (статья «Does God Want You To Be Rich?») провел исследование, по данным которого 17% опрошенных христиан сказали, что считают себя частью движения Процветания, 61% верят, что Бог хочет, чтобы люди процветали, и 31% (этот показатель выше, чем у пятидесятников в США) согласились, что если ты дашь свои деньги Богу, то Бог благословит тебя еще большими деньгами.
Мегапасторы в своих проповедях учат правилам и законам успешной, счастливой жизни, делая акцент на оптимизме, вере в себя, возможности получения любых даров от Бога. Книги «апостолов процветания» расходятся миллионными тиражами и раскупаются не только их последователями, но и простыми обывателями, привлекая читателей своей позитивной, простой психологией, являясь практическим пособием по улучшению качества жизни и достижению успеха. Так, многие произведения self help (самопомощи) процветания уже давно стали национальными бестселлерами («Best Black Economic Success Training»). Тираж издания «Семь шагов к успешной жизни» – 5 миллионов экземпляров. В книге «Ваша лучшая жизнь – сейчас» (13 млн.) говорится: «Чтобы увидеть, что ваш бизнес набирает обороты, ваш брак восстановлен, ваша семья процветает, ваши мечты исполняются, вы должны начать смотреть на жизнь с верой». Основной принцип доктрины Процветания формулируется приблизительно так: «Постоянно говори себе: что-то очень хорошее произойдет со мной сегодня!» Центральным элементом доктрины является «позитивное исповедание», которое строится на вере в то, что если верующий произносит «духовно заряженные» или «полные веры» слова, то он может получить то, о чем просит. Бог создал Вселенную именно Словом (понимается в прямом смысле – «произнеся слова»), поэтому человек наделен той же силой – вызывать вещи к жизни, называя их.
ПОСЛАНИЕ
По словам американских пасторов, выступающих с критикой доктрины Процветания, «центральное послание, которое слышат последователи процветания, вовсе не традиционный призыв работать в мире, устанавливая справедливость для всех: их основное убеждение заключается в том, что Бог не хочет, чтобы кто-то был бедным».
Проповедники теологии богатства обещают успех сразу в трех областях жизни верующего: финансы, здоровье, отношения с окружающими. Поэтому в проповедях современных пасторов ушло из обихода понятие греха и другие негативные концепты.
Для того чтобы получить «благословение» от Бога, помимо духовного перерождения, необходимо отдавать деньги церкви и «инвестировать» в нее свое время, утверждают носители «Доктрины процветания». Чем больше «семян сеется», тем больше их возвращается верующему: «Богу надо доказывать свою веру, следует отдавать много и отдавать самое дорогое, десятину и еще больше, дорогую одежду, машины, это все потом вернется с лихвой».
Проповедники процветания говорят, что дело не в самих деньгах – главное, чтобы Божье Благословение распространялось на здоровье, отношения и возможность помогать другим. В результате у прихожан складывается определенная картина мира: «Бог Отец хочет только самого лучшего своим чадам, и его можно попросить о чем угодно. И нет ничего плохого в желании успеха, денег, процветания. Все эти вещи осуществимы, только веруй и будь оптимистом». Цель – активация позитивного мышления, поэтому прихожанам рекомендуется произносить фразы вроде «Сегодня самое лучшее утро этого мира!» или «Это самый лучший год в моей жизни!»
УСПЕХ
На вопрос, почему теология богатства так популярна, прихожане отвечают, что, прежде всего, проповедуется «хорошее» (радостное, оптимистичное): «Бог вас любит и даст все, что вы попросите», а не «плохое» (людям не говорят: «Вы грешники, и Бог вас накажет»). На деле же, как объясняет семинарист независимой христианской семинарии, «популярность «теологии процветания» во многом вызвана тем, что такая церковь предлагает широкий выбор образовательных программ, семинаров (по инвестициям, «Как расплатиться по кредитной карте», «У вас больше нет долгов»), услуг по психологическому консультированию, программ по реабилитации и профориентации, кружков по интересам». «Вся церковная деятельность, включая современные службы в стиле джаз, рок, рэп, проповеди («Не попадай на крючок вредных привычек», «Как благодарность может спасти брак», «Как найти работу или получить продвижение по службе»), образовательные программы, ставит своей целью помощь человеку в решении его жизненных проблем. А хорошее настроение и оптимизм являются ключом ко всему этому» (прихожанин мега-церкви T.J.Jakes).
Популярности мегацерквей способствует также активное использование современных каналов коммуникации, агентств по церковному маркетингу и СМИ, через которые популяризируется, распространяется «слово», «хорошая новость». Так, мегацерковь Lakewood тратит 12 млн. долларов на телевизионное вещание, обслуживая 25 целевых аудиторий по стране. Эта церковь представлена во всех телевизионных сетях США. Служба Lakewood является дорогостоящим шоу, «ВИА» церкви состоит из 12 человек. Дизайнер по свету отвечает за приподнятое, оптимистичное настроение, действие на сцене транслируется на трех огромных экранах. Служба проходит на купленном и переоборудованном стадионе. Исполнительный директор мегацеркви Дункан Додд заявляет: «Мы хотим, чтобы наша служба воспринималась как настоящее профессиональное шоу».
Прихожане и пасторы – представители данного тренда – утверждают, что в целом христианский рынок растет, и популярность церкви возвращается в американское общество. Наука и технология не смогли справиться с жизненными кризисами, болезнями и неудачами, «а потом, просто становится модным ходить в церковь – церковь стала современной, там столько классных, модных людей, известных личностей». «Меняется стереотип прихожанина: от холодных, зажатых пожилых людей до знаменитых артистов, бизнесменов и спортсменов. Мир, радость и вера в Бога ведут только к богатству – вот наш слоган».
Либеральный пастор Б. Мак Лорен пишет: «Одним из основных привлекательных элементов учения «теологии процветания» является уход от традиционных тем христианства – грех, искупление, рай, Страшный суд – и стремление дать ответы на вопросы, волнующие людей здесь и сейчас, в этой жизни». Другими словами, людей притягивает не вопрос личных отношений с Богом, а вопрос комфорта личной жизни.
К истории вопроса
Теология Богатства / Евангелие Процветания, Word of Faith («Слово Веры») является распространенным учением в среде церквей пятидесятников, евангелистов, харизматов и многих других. Учение Word-Faith исторически связывается с именем E.W. Kenyon (1867 – 1948), евангелистом, пастором Новой Англии. Кенйон заложил основы Теологии Богатства / «Слова Веры». Он автор известных фраз, выражающих сущность этого учения: «Что я исповедую, то я и имею». Его последователь К.Хагин (1917 – 2003), находясь под сильным влиянием Кенйона, развил его учение и считается «отцом» современного движения «Слово Веры». Учение «Слово Веры» внушает своим адептам мысль, что истинные христиане способны силой веры управлять не только своим физическим состоянием, но и финансовыми ресурсами. В трактовке этого учения Бог изначально обещал своей пастве изобилие и возможность фактически обрести его. Таким образом, процветание оказывается свидетельством Божьего благословения.
«Евангелие Процветания» учит, что Бог желает финансового благоденствия всем верующим и благословляет их деньгами согласно их вере. «Религиозная верность будет вознаграждена материальным богатством» – базисный тезис учения. «Теология процветания», распространившись во многих церквях Америки, ставит во главу угла деньги и совмещает идею протестантов-пятидесятников о радостных Божьих дарах с более ранней американской философской традицией, делающей основной акцент на силе позитивного мышления.
Очевидно, что в этой доктрине нет места словам Библии о христианской способности довольствования самым необходимым и опасности богатства: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:6-10).
Пример
В прошлом рэпер, гангстер, наркодилер и владелец нескольких ресторанов, а сегодня прихожанин мегацеркви The Potter's House, семинарист Независимой семинарии 38-летний Крис Саксесс любит рассказывать, как после опыта встречи Бога и полного духовного перерождения он отдал церкви все, что нажил нечестно (пять машин, рестораны и т.д.), оставив себе лишь деньги на учебу и жизнь. По окончании семинарии Крис собирается написать книгу с наставлениями о праведной жизни и отношениях между людьми. Крис убежден, что Отец благословит его еще большим богатством «с шестью нулями», но уже праведными миллионами: «Ведь Бог меня любит и хочет, чтобы я был богатым! Я построю несколько церквей и куплю гольф-клуб!»
Проповедники
Проповедники доктрины процветания не стесняются своей роскошной жизни, используя нажитое благосостояние в качестве демонстрации и убедительного подтверждения подлинности веры. Процветающие пасторы живут в особняках стоимостью в несколько миллионов долларов, летают на собственных самолетах, а в ответ на обвинения в любви к богатству отвечают: «Богатство – это доказательство того, что мы говорим правду и Бог заботится о нас, доказательство, что мы учим истине. Вот молодое поколение стремится зарабатывать так же много, как поп-звезды и спортсмены, видя, что можно стать богатым, проповедуя «слово Божье», веруя в Бога. Чем больше вы пожертвуете, тем больше вы получите от Бога в ответ. Вы являетесь членами самого эксклюзивного клуба во всем мире! Вы должны хорошо проводить время с Богом, Он ваш Друг!»
Выводы
Доктрина процветания не имеет ничего общего по сути с Евангелием Христа, призывающего взять на себя Его крест, а не мешок с деньгами. Сын Божий пригашает найти мир и покой своим сердцам на узкой дороге самоотречения, а не на широкой дороге наслаждений и комфорта, устланной банкнотами. Конечно же, не нужно думать, что для угождения Богу необходимо искать страдания и нищеты. Но в целом «Евангелие процветания» несет в себе мирской и плотский дух, подменяя суть и цель Евангелии Иисуса Христа. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7,8).