Раздел IІ.
Общие учения деноминаций
Введение:
1. Что одну конфессию отличает от другой по большому счету? Названия и учения, то, что они проповедуют. Есть учения, которые являются общими, а есть специфическими, присущими отдельным деноминациям.
2. Поскольку учения деноминаций в той или иной мере отличаются от библейского, то у них есть нечто общее в построении своей системы веры, ее проповеди и защиты.
а) На словах все ссылаются на Библию, как основание веры.
б) На деле используют много приемов, чтобы обойти Библию, извратить ее учение, низвести ее авторитет, сделать истину субъективной.
3. Общий план раздела:
Часть А: Общий взгляд на проблему.
§1. Учения деноминаций – это искусство обольщения.
§2. Сатанинские методы извращения Писаний.
§3. Корень разделений в религии – это непонимание вопроса авторитета.
§4. Как Библия руководит нами?
Часть Б: Общие учения конфессий.
Часть А: Общий взгляд на проблему.
§1. Учение деноминаций – это искусство обольщения.
1. Ефес. 4:14: «дабы 2443 мы не 3371 0 были 5600 5753 более 3371 0 младенцами 3516 , колеблющимися 2831 5740 и 2532 увлекающимися 4064 5746 всяким 3956 ветром 417 учения 1319 , по 1722 лукавству 2940 человеков 444 , по 1722 хитрому 3834 искусству 3180 обольщения 4106».
2. Ветры учения – учения конфессий. Характеристики:
а) их источник: сатана и люди:
- «лукавству 2940 человеков 444 » – человек (Матф. 21:25)
- используется 2 Кор. 4:2; 11:3. За людьми – сатана. Таким образом, сатана использует конфессии для достижения своих целей.
в) их методы: хитрость, обман, лукавство, обольщение - «по 1722 хитрому 3834 искусству 3180 обольщения 4106»
- хитрость 3834: πανουργία (панургиа) коварство, хитрость, лукавство; син. 2940 (kubei/a), 3180 (meYodei/a).
- 2940: κυβεία («кубейа»): лукавство, обман, хитрость; (син. 3180 (meYodei/a), 3834 (panourgi/a).
- 2940 используется лишь Ефес. 4:14
- обольщение 4106: πλάνη (планей): заблуждение, ошибка, обольщение, обман.
г) обратите внимание: не просто искреннее заблуждение, а преднамеренный обман.
- искусству 3180: μεθοδεία (методейа) коварный замысел, хитрость; мн.ч. козни; син. 2940 (kubei/a), 3834 (panourgi/a).
- это слово говорит о существовании определенной методики построения ложных систем.
д) их влияние: увлечения и колебания (2 Пет. 3:7), что в результате, уводит от Бога, ото веры (2 Тим. 4:1).
2. 1 Тим. 4:1: Дух 4151 же 1161 ясно 4490 говорит 3004 5719 , что 3754 в 1722 последние 5306 времена 2540 отступят 868 5695 некоторые 5100 от веры 4102 , внимая 4337 5723 духам 4151 обольстителям 4108 и 2532 учениям 1319 бесовским 1140
а) обольстителям 4108: πλάνος (планос): вводящий в заблуждение, обманчивый, обольщающий; как сущ. обманщик, обольститель;
б) названы «учениями бесовскими».
§2. Сатанинские методы извращения Писаний
1. Вырывание с контекста.
2. Свободное определение буквального и аллегорического понимания. Как правило, использование того или иного подхода определяется потребностью поддержать свое учение. Пример: 1 день как 1000 лет
3. Искусственный параллелизм – создание искусственных соединительных мостов и ассоциаций между разными стихами с той же целью – подтвердить свое учение. Примеры:
а) Соблюдение субботы:
1) Бог почил в седьмой день творения.
2) Поклонитесь Творцу.
3) Вывод: необходимо поклоняться в седьмой день.
4) Что неправильно? Поклонение не связано с творением. С таким же подходом можно говорить о воскресении Иисуса в 1-й день недели.
б) Низведение роли крещения.
1) Обрезание – печать праведности, полученный после оправдания, символ завета (Рим. 4:11).
2) Крещение – печать праведности, символ завета.
3) Вывод: крещение следует после становления человека праведным.
4) Что неправильно??? Искусственно ставят знак равенства между физическим обрезанием и крещением; без осонвоаний дают определения печати и символа.
4. Подмена понятий: говорят об одном, а доказывают цитатами, не имеющих отношения к предмету разговора.
а) Вечной души нет – ссылаются на Иез. 18:1,2.
б) Нельзя отдавать честь флагу – Иак. 4:4.
в) Необходимость поклонятся в субботу, – показывают стихи, где написано о том, что апостол Павел проповедовал в субботу.
5. В качестве доказательства используют аргументы, которые сами нуждаются в доказательстве. Например, говоря о прощении грехов в момент покаяния, открывают Ефес. 1:13.
6. Не обращают внимания на места, противоречащие их учению, стараются их «затереть», «спустить на тормозах», «сделать пасху».
а) Пример: Лук. 16 – это всего лишь притча.
б) В противоположность этому, очень категорически относятся к отрывкам, поддерживающим учение, придают им исключительный и абсолютный характер:
- Иоан. 3:16 «о крещении не написано»;
- Кол. 3:16: о м.м.и. не написано – идти этой дорогой. Повеление петь не исключает игру. Что исключает игру? То, что она вообще не упоминается.
7. Учение строят не на самих стихах, а на предположениях из стихов. Примеры:
а) Отсутствие вечного наказания: 1) Бог есть любовь, 2) любящий Бог не может вечно пытать людей; 3) нет вечных мук. В чем ошибка данного силлогизма?
б) Необходимость соблюдать субботу: 1) Быт. 2 – Бог освятил субботу; 2) со времени сотворения необходимо соблюдать субботу.
8. Взывают к эмоциям, а не к разуму. («Вы хотите сказать, что любящему Богу не угодна эта семья!?» - о прелюбодейном союзе). Дергают струны сердца.
9. Ирония, сарказм, шутки.
10. Переход на личности (« я уже 10 лет верующий, а ты на себя посмотри», «будут меня учить какие-то 12 харизматов» Соня).
11. Переход с одной темы на другую. Как правило, в тех случаях, когда очевидна их неправота.
12. Подмена авторитетов – «братство так считает»; «Следует ли верить в Троицу? стр. 6, пункт: «Свидетельствуют греческие Писания».
13. Вкладывают в слова свой особый придуманный смысл:
а) Закон – моральный и церемониальный;
б) Верующий – истинно верующий и не истинно верующий.
в) Религия – плохо, вера это не религия.
§3. Корень разделений в религии – непонимание вопроса авторитета
1. Что такое авторитет? Власть, руководство; право руководить, приказывать и требовать послушания.
а) Почему весь «христианский мир» ссылается на Библию? Безоговорочный авторитет. Матф. 21:23-27: ответ Иисуса показывает, что все полномочия можно разделить на две группы. Насколько важно следовать стандарту Небес? Но при этом, говоря «написано», показывая одни и те же стихи, говорят о разном. В чем причина?
б) В неправильном понимании вопроса авторитета. Невежество относительно авторитета обильно питает ложные учения
2. От чего зависит правильное понимание способов, какими Писание руководит нами, дает нам полномочия на те или иные действия, или же запрещает что-то делать? Предлагаю рассмотреть 6 ответов. Предпослыки к пониманию авторитета Писаний.
2.1. Вопрос понимания авторитет зависит от правильного отношения человеческого сердца: говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3:10). (Слушать Господа)
а) У человека не должно быть предубеждений, он должен открывать Писания с желанием и настроем узнать Божью волю, а не с их помощью подтвердить свои уже существующие убеждения.
б) Внутренняя мотивация очень важна: Иоан. 7:17; Иер. 29:13. Какие стихи вы бы показали?
в) Если говорить о конкретном отношении, необходимо обязательно отметить, что человек должен относиться к Библии как к совершенному Слову Божьему. Три аспекта совершенства:
- совершенный Закон – безошибочный;
- полный, законченный, неизменный, вся истина (Гал. 1:6-9; Иоан. 14:26; 13:16; 16:13 – апостолы были наставлены, записали для нас);
- достаточный (2 Тим. 3:16,17; 2 Пет. 1:3,4) исходя из предыдущих.
г) Это зависит от самого человека, что нельзя вложить такое отношение, но можно постараться научить этим фактам истины.
2.2. Вопрос понимания авторитет зависит от правильного подхода к Писаниям: делать все, как повелевает Господь (Быт. 6:22; 2 Пар. 34:2). (Слушаться Господа)
а) Человек должен быть настроен не только на то, чтобы знать волю Божью, но искренно стремиться к ее исполнению, то есть к послушанию.
б) Что такое послушание, повиновение?
- Это исполнение того, что открыто. Втор. 29:29; 6:25; 10:12,13.
- Такие утверждения, как Матф. 17:5; 28:18-20; 2 Иоан. 9; Кол. 3:17; 1 Кор. 10:31 требуют, чтобы мы делали только то, что Отец позволяет через Сына. «Имя» – это власть: Фил. 2:9; Лук. 10:17; Ефес. 1:20-23; Исх. 5:22,23; Иер. 26:9→8; 12→16.
- Направленность: искать того, что Бог открыл нам, повелел, сказал, или то, о чем умолчал? проявление у людей: «ну это же не запрещено».
в) Это приводит нас к принципу: говорить там, где говорит Библия, и молчать там, где молчит Библия (закон молчания).
- Этот закон вытекает из требований: Втор. 4:2; 5:32; 12:32; Ис. Нав. 1:7-9; Прит. 30:6; Откр. 22:18,19; 1 Пет. 4:11а; 1 Кор. 4:16.
- Примеры: Лев. 10; Евр. 7:14 (Моисей не сказал, что могут).
- В жизни используем закон молчания на каждом шагу.
2.3. Вопрос понимания авторитет зависит от умения правильно устанавливать связь с нашим временем. Всегда нужно устанавливать связь с нашим временем (как это относится ко мне?). Исходя из этого, определяются полномочия для нас.
а) обязательное временное:
- «ограниченное поручение»
- «Приветствуйте друг друга целованием святым»
б) обязательное постоянное:
- Великое поручение
- «Приветствуйте друг друга целованием святым»
в) Быт. 6:14; 1 Кор. 14:1
2.4.Вопрос понимания авторитет зависит от правильного понимания ролей Ветхого и Нового Заветов.
а) Что такое завет?
- договор
- часть Библии (Новый и Старый)
б) сравнение роли Заветов, как Закона
Старый Завет как Закон | Новый Завет как Закон |
Для евреев | Для всех людей |
Временный | Вечный (до возвращения Христа) |
Как договор - не давал спасения; привести к Иисусу | Через Христову кровь приносит спасение. |
в) Ветхий Завет не является относительно нас законом, поэтому его страницы не могут нам давать полномочия на те или иные конкретные действия.
г) Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11.
2.5. Вопрос понимания авторитет требует правильно отличать обстоятельства от условий, традиции от повелений (правильно классифицировать действие, описанное в Библии). Как проводить Вечерю в наши дни?
а) обстоятельства: второй этаж во время Вечери (могло быть и другое место; поклонение в пещерах)
б) условие: определенная еда (хлеб, плод виноградной лозы, цель).
в) традиции – мытье ног (служение)
г) прямое повеление (вспоминать)
2.6.Вопрос понимания авторитет зависит от умения правильно определять категории вопросов мнений и вопросов доктрины (учения). Исходя из этого, определяется что важно, а что не так важно.
а) Вопросы мнений: сфера, в которой каждый может иметь свое мнение. В этой сфере необходимо проявлять терпимость. Как определить круг таких вопросов?
- Влияние на спасение: дух и душа – это одно и то же, или разное? Рим. 14.
- Существование нескольких различных точек зрения, каждая из которых имеет библейское обоснование. Другими словами, если Библия не дает основания для абсолютного, исключительного и категорического вывода по конкретному вопросу в целом или же нельзя в конкретном отрывке сделать категорическое утверждение: покрывала для женщин; Деян. 2:38 «дар Святого Духа»; крещение для мертвых (1 Кор. 15) – это …
- Вопросы, которые вообще в Библии не освещаются: что Иисус писал на песке? Была ли борода у Павла?
б) Доктринальные вопросы (2 Иоан. 9 противопоставление с Рим. 14). В этой сфере компромиссов быть не должно (2 Иоан. 9-11).
- Вопросы, влияющие на спасение: план спасения; что является грехом (Мат. 19:9).
- Категоричность и ясность учения Библии относительно какого-то вопроса: возможно ли спасение вне Христа? Является ли Иисус Богом? Важны ли квалификации пастырей?
§4. Как Библия руководит нами?
1. Заповедь
2. Подразумевание.
а) Основано на прямых утверждениях.
б) Существует разница между подразумеванием (умозаключением) и предположением.
- подразумевание: только один правильный вывод. Пример: А=В, В=С, эти утверждения подразумевают, что А=С.
- предположение – возможно несколько выводов: крестилась Лидия и весь ее дом, а там были маленькие дети. Вывод: детей нужно крестить. Но: наличие детей в данном случае является предположением.
в) Пример подразумевания: Мат. 22:31,32. Приняли ли саддукеи ответ? Кто объяснит, что этим Иисус хотел сказать?
г) Подразумевание является очень важным средством проявления Библией авторитета. Некоторые наши фундаментальные убеждения являются результатом именно умозаключения. Например, это относится к сущности Божества – триединства, или Божественности Святого Духа. Прямо не написано.
д) ОСТОРОЖНО: легко самим искусится, чтобы вместо умозаключения проповедовать и практиковать предположения. Многие ложные учения в своем основании имеют именно такой подход: построены на неверных умозаключениях. Крещение – дело. Спасаемся не делами. Вывод – крещением не спасаемся.
3. Одобренный пример.
а) Не всяким действиям дается оценка. Деян. 21:20-24. Речь о законе Моисея, который на тот момент был отменен. Правильно ли делал Павел? Оценки нет.
- Иногда об этом говорят, что это пример как для всех стать всем: 1 Кор. 9:19-21.
- Другие говорят, что Павел согрешил: оставался ли Павел подзаконен Христу, подчиняясь Закону Моисея? до этого он написал послание к Галатам: 1:10; 3:23-24; Рим. 7:1-4.
- Может, это пример вопроса, который необходимо отнести к вопросу мнений (согрешил ли Павел?).
б) Какой пример является одобренным?
- которому дается позитивная оценка самим Святым Духом через писателя;
- пример выполнения заповеди (за действием стоит заповедь). Как часто мы должны причащаться?
- действия согласуются с учением Писания: Павел обращается к власти за защитой (Рим. 13; 1 Тим. 1).
в) Существенное замечание:
➢ Не всякий пример является обязательным для выполнения. Другими словами в форме вопроса: пример дает полномочия на то, что необходимо делать, или на то, что можно делать?
➢ Ответ студентов.
➢ Для этого нужно рассмотреть все, что учат Писания. Действия примера являются обязательными, если они являются примером выполнения заповеди (день поклонения).
➢ Деян. 4 – продавать имения по примеру первых христиан?
4. Целесообразность – способо, котрый наилучшим образом помогает выполнить действие, на которое есть полномочие.
а) Всякое обязательное действие предполагает определенные способы его выполнения, и таким образом, имеет границы целесообразности. Пример: поклонение: нет права изменять элементы, но можем по своему усмотрению устанавливать порядок, очередность и количество (сколько песен, молитв).
б) Нельзя решать вопрос целесообразности относительно действия, на которое нет полномочия. Пример: что лучше использовать для поклонения – гитару или гармошку? Ни то ни другое, поскольку нет позволения ни на одно из них.
5. Сведем в таблицу:
Действие | Полномочие | Обязательность | Целесообразность | Не уполномочено | Навязывание |
Крещение | Деян. 2:38 | Предварительные условия: вера, покаяние | Река, баптестерий | Младнецы, окропление | Только после экзамена; только в реке |
Благовествова-ние | Мар. 16:15,16 | Все Евангелие Деян. 20 | Заочный курс, по домам | Человеческие традиции | Только один перевод |
Песнопения | Кол. 3:16,17 | Духовные песни, отношение | Песенник, проэктор | м.м.и. | Хор, группа прославления |