Подлинное покаяние выражается в непреодолимом желании покаявшегося
исправить то недоброе, что было им допущено: возместить всем ближним
потери, понесенные по его вине, возвратить когда-либо украденное, отдать
обратно все то, что дано было только во временное пользование, то есть,
освободиться от всего нечестно нажитого, присвоенного, принадлежащего
другому.
Покаяние без такого возмещения – мертвое, бесплодное, бесполезное. До
тех пор, пока чужое имущество не возвращено и нанесенное ближнему зло не
исправлено, наше покаяние, даже слезное и глубоко искреннее, не
приведет нас к радости прощения и к уверенности в примирении с Богом.
Кающийся может осознать свой грех хищения, он может переживать стыд и
угрызения совести и даже исповедать свою вину перед Богом, но этого
недостаточно. Надо исповеданный грех исправить.
Ты ищешь примирения с Богом и просишь у Него прощения? Но готов ли ты
примириться с твоим братом, сестрой или соседом и простить им все? Ты
молишься? Молишься искренне и горячо? Ты открываешь в молитве все твое
сердце Богу? Но Богу не угодно сердце, открывающееся только для Него и
остающееся плотно закрытым для ближнего. Нельзя быть в правильных
отношениях с Богом, не будучи в хороших отношениях с братом. Как можешь
ты быть в добрых отношениях с тем, кто потерпел через тебя урон, убыток,
утрату доброго имени, потерю здоровья, времени и душевного мира? Как
дерзаешь ты поучать других, когда сам берешь взаймы и отказываешься
расплатиться, одолжил вещь на время и присвоил ее, поссорился с ближним и
не примирился? Кто нуждается в твоих поучениях? Они не угодны Богу и не
нужны людям.
“Господи! Половину имения моего я раздам нищим и, если кого чем обидел,
воздам вчетверо,” – воскликнул Закхей, когда Христос вошел в его дом и в
его сердце.
Вспомните тюремного сторожа в Филиппах. “И, освободив апостолов в тот
час ночи, он омыл раны их,” которые были частично им самим нанесены.
Если мы нанесли раны кому-либо, омоем их слезами покаяния и смягчим их
елеем возмещения, если не вчетверо, то хотя бы вдвое.
Возмещение, если оно от Духа Святого, будет доброхотным, немедленным и
полным. Нельзя оправдываться тем, что люди, потерпевшие от нас, теперь
живут в другой стране или уже перешли в вечность. Если уже нет людей в
живых, есть приюты и богадельни, церковные кассы, миссионерские и
благотворительные общества.
Конечно, есть многое, чего нельзя исправить. В таких случаях надо уповать на милосердие Божие и на Кровь Христову.
П.И. Рогозин
("Вера и жизнь", 1985/3)