Принципы толкования Библии
Введение
«Библия такая сложная и трудная книга, что ее невозможно понять». Так думают и так говорят многие люди. Однако зачем она тогда существует вообще? Бог был бы несправедлив, если бы дал людям книгу, которую невозможно понять, а потом наказывал их за то, что они не познали его истины (2 Фес. 1:8,9).
Писания возможно понимать, но для этого нужно ясно осознавать следующее:
1. Библию можно понять только в том случае, когда человек имеет желание а) ее понимать б) без предубеждений. Если вы захотите познать истину также сильно, как глотнуть воздуха после долгого пребывания под водой, - вы сможете ее познать.
2. Необходимо понять, что изучение Библии - это систематическая работа, требующая определенного времени и усилий с Вашей стороны. Пример этому: Деян. 17:11 - ежедневное изучение Писаний.
3. Необходимо понимать, что Библия является завершенным, полным откровением от Бога (2 Тим. 3:16,17; 2 Пет. 1:3; Иуды 3). Новых откровений, изменяющих Евангелие, Бог давать не будет (Гал. 1:8,9).
4. Библию можно понимать, это в силах человека, Бог дал людям такую способность. Сам Христос не сомневался, что понять истину можно (Иоан. 8:32). Ниже приведены отрывки из Писания. Прочитайте их, пожалуйста, и подумайте, не говорят ли эти слова о том, что Библию не только можно, но и нужно понимать?
а) Иоанна 5:39: «Исследуйте Писания…».
б) 2 Коринфянам 1:13: «…что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете».
в) Ефесянам 3:4: «… то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой».
г) Ефесянам 5:17: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия».
д) 1 Тимофею 4:16: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно…».
5. Необходимо открывать Библию с уважением к Богу. Это значит, каждый раз открывать ее с желанием узнать то, о чем говорит Библия, а не с настроем найти на ее страницах подтверждение уже сформировавшимся убеждениям.
6. Существуют определенные разумные принципы толкования текста Библии. Нарушение этих правил приводит к неправильным выводам и заблуждениям. Знание и правильное применение этих правил поможет вам избежать ошибок.
Принципы толкования
1 Правило ТЕРМИНОЛОГИИ.
Это правило предполагает толкование в соответствии с правильным значением слов. Слово – это средство общения и носитель мысли. Бог использовал слово, чтобы выразить Свою волю людям (1 Кор. 2:13).
Определить значение слова не всегда просто, ведь, например, одно слово может иметь несколько значений. Поэтому, если всегда придавать слову одно и то же значение, толкование стихов будет ошибочным.
Толкователь должен добросовестно придерживаться ясного смысла слов. Во многих случаях для этого следует воспользоваться подстрочным переводом Библии и словарями библейских языков.
Хорошим примером такой ситуации служат греческие слова ollos и geteros. Оба они, как правило, переводятся на русский язык словом "другой", однако ollos означает "еще один такой же", а geteros означает "еще один, но совсем другой". Или вот другой пример. Слово "мир" имеет такие значения: 1 – планета, на которой мы живем (Мар. 16:15); 2 – человечество в целом (Иоан. 3:16); 3 – люди, живущие вопреки законам Бога (1 Иоан. 2:15).
Правило терминологии также включает в себя необходимость отличать образный язык от буквального. Буквальный язык, это обычный или привычный смысл, передаваемый словами или выражениями.
Образный язык, это предоставление одной мысли посредством другой, так как природа этих двух сравнительных вещей допускает такое сравнение.
Например, Иисус сказал: «Я есмь дверь» (Иоан. 10:9). Очевидно, что речь не идет о буквальной двери. Привычное (буквальное) значение слова дверь указывает на предмет, который позволяет входить или выходить куда-либо. Поскольку Иисус является единственным путем к Отцу (Иоан. 14:6), то Он, таким образом, является входом, открывающим путь к спасению. Именно об этом Христос говорит, используя слово "дверь" в образном значении.
Многие слова используются как в буквальном, так и в образном значениях. Как сделать выбор между буквальным и образным языком? Сделайте три шага:
1. Сначала установите буквальное значение слова и акцентируйте внимание на нем.
2. Если буквальное толкование вызывает очевидное противоречие, или лишено всякого смысла, следовательно, имеет место образное значение.
3. Из всех образных значений, путем сравнения, выберите наиболее подходящее. Например, 1 Фес. 5:2 написано: "…день Господень так придет, как тать ночью". Говоря о пришествии дня Господнего, Павел проводит аналогию с пришествием вора.
а) Как приходит вор? 1) тихо, бесшумно, 2) без предупреждения, 3) внезапно, 4) чтобы украсть.
б) Сравнивая эти характеристики, мы должны путем сравнения выбрать наиболее подходящее значение. А именно: мы знаем, что пришествие дня Господнего (речь идет о судном дне, когда вернется Христос), не будет бесшумным (1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:16), также Иисус не придет, чтобы украсть (Евр. 9:28; Мат. 25:31-46; 2 Тим. 4:1).
в) Единственно возможное значение сравнения пришествия судного дня с пришествием вора состоит в том, что оно будет неожиданным, застанет людей врасплох, которые не знают срока пришествия Христа.
г) Об этом же говорит ближайший контекст: 1 Фес. 5:1 - речь о сроках, 1 Фес. 5:3 – речь о внезапности.
4. Мы уверены, что, прочитав выше, - «сделайте три шага», Вы не встали и не сделали буквальных три шага. Это является иллюстрацией того, что мы можем понимать и отличать язык образный от языка буквального.
Поскольку в книгах Библии используются различные литературные жанры, то в исторических книгах Библии слова нужно понимать в их буквальном значении до тез пор, пока контекст и здравый смысл не предоставят причин для их восприятия в образном, символическом значении. 2 правило АУДИТОРИИ.
Следует помнить, что Ветхий Завет был изначально написан евреями и для евреев. Использованные слова и выражения были им понятны - как были понятны и слова Христа, когда Он обращался к ним. Подобным же образом, большая часть Нового Завета была написана в среде греко-римской (и в меньшей степени иудейской) культуры, поэтому важно, чтобы на наше толкование Нового Завета не влияло современное понимание тех или иных понятий.
Джон Стотт говорит по этому поводу: "Грубейший промах, какой только может допустить исследователь Библии, – это вложить идеи XX века в уста библейских авторов". 3 правило КОНТЕКСТА.
Смысл следует искать в контексте. Каждое прочитанное вами слово следует понимать в свете предшествующих ему и следующих за ним слов. Многие отрывки вообще невозможно понять, или понять правильно, без помощи контекста.
Хорошим примером тому служит обыкновение мормонов ссылаться на фразу из 1 Коринфянам 8:5 "...так как есть много богов и господ много..." в "подтверждение" учения о многобожии. Однако, просто прочитав этот стих полностью и в контексте всей главы (где Павел, например, называет этих богов "так называемыми"), вы убедитесь, что Павел не проповедовал многобожие. 4 правило ЛОГИКИ.
Толкование - это процесс логических рассуждений. Занимаясь толкованием Писания, мы должны постоянно прибегать к логике. Имеет ли смысл наше толкование? Библия была написана человеческим языком, а потому она обращена к нашему разуму - она требует разумного изучения. Ее следует толковать точно так же, как мы толковали бы любую другую книгу: с точки зрения лингвистических и грамматических правил.
Как сказал Бернард Рамм; "С помощью чего мы отбрасываем ложные богословские теории? Конечно, с помощью логики и фактов... толкователи, не имеющие ценного опыта логических рассуждений... могут иметь неверные представления о фактах и умозаключениях. Слишком часто такие люди строят свои выводы на том, что очевидно идет в разрез с законами логики и фактами". 5 правило ПРЕЦЕДЕНТА.
Нам не следует отступать от общепринятого смысла слова и вкладывать в него новое значение, не имеющее прецедентов в истории. Вспомните верийцев (Деян. 17:10-12), которых Слово Божие называет "благомысленными", потому что они проверяли слова Павла Писанием.
6 правило ЕДИНСТВА.
Толкование отдельных отрывков должно согласоваться с учением всего Писания в целом. Вывод из одного отрывка не должен противоречить ни одному другому ясному месту Писаний. Это также означает, что для понимания учения Библии по какой-то определенной теме есть необходимость рассмотреть все места Писаний, где эта тема затрагивается. К примеру, некоторые верующие в призыв ко спасению включают только одно условие для его получения – веру, ссылаясь, например, на Иоан. 3:16. Но при этом они не учитывают, что в других отрывках Библии, где говорится о спасении, приводятся и другие условия, которые нужно выполнить, чтобы получить прощение грехов, например покаяние и крещение (Деян. 2:38). В данном случае принцип единства нарушается тем, что необходимое условие (без всяких сомнений, без веры угодить Богу невозможно) преподносится как достаточное, что ни одно и то же (для спасения нужна вера, но не только вера).
Великолепным примером применения этого принципа является учение о Троице. Оно не сформулировано ни в одном конкретном отрывке, но обобщает все то, что говорит о Боге Писание в целом.